Государственная регистрация недвижимости: Правовой анализ изменений закона № 218-ФЗ О госрегистрации недвижимости
Нас уже выбрали:
Банк ВТБ, банковская деятельность
MSA Россия,
Китайская корпорация инжиниринга САМС,
ООО "Ашан", розничная торговля
ООО "ОБИ Франчайзинговый центр",
Хенкель Россия,
Государственный Банк Индии,
ООО «Менсен Пакаджинг СНГ»,
AE Industry GmbH,
DNV GL (Det Norske Veritas),
Ceetrus,
Все клиенты
Главная / Аналитика / Правовой анализ изменений закона № 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости
опубликовано:

Правовой анализ изменений закона № 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости

Основные положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – «Закон о госрегистрации»), как следует из статьи 72 Закона о госрегистрации, вступили в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (речь идет о части 4 статьи 66 и статье 68 настоящего Закона о регистрации, которые вступают в силу с 1 января 2020 года).

Закон о госрегистрации регулирует два основных вопроса, во-первых, Законом регулируется государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, во-вторых, Закон о госрегистрации предусматривает создание Единого государственного реестра недвижимости (далее – «ЕГРН»). С принятием Закона о государственной регистрации утрачивают силу главы I - IV, статью 31 и глава VI Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также значительная часть положений Федерального закона Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, все вопросы, связанные с государственной регистрацией объектов недвижимого имущества и прав на них будут регулироваться Законом о государственной регистрации и при этом ЕГРН объединит сведения, которые в настоящее время содержатся в других реестрах. В частности, речь идет о сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – «ЕГРП»), ведение которого предусмотрено Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также сведениях, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости (далее – «ГКН»), ведение которого предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Вас могут заинтересовать: Услуги по регистрации недвижимости в Москве.

Что изменится для участников оборота в связи со вступлением в силу 218-ФЗ?

Принятие Закона о государственной регистрации направлено на унификацию действий участников оборота недвижимого имущества, создание единого органа, осуществляющего взаимодействие с такими участниками, а также формирование единой базы информации об объектах недвижимого имущества. Реализация положений Закона о государственной регистрации недвижимости позволит разграничить права и обязанности, снизить количество расхождений, которые в настоящее время содержатся в ГКН и ЕГРП, обеспечить оперативное получение информации об объектах недвижимого имущества.

Как следует из положений Закона о государственной регистрации полномочия по ведению ЕГРН будут предоставлены Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестру).

В Законе о государственной регистрации указывается, что ЕГРН будет состоять из графической и текстовых частей, содержащих информацию об объектах недвижимого имущества. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, будут общедоступными (за исключением случаев, когда должна быть сохранена конфиденциальность таких сведений в силу закона, например, банковская, налоговая, государственная тайна и т.п.). Статьей 7 Закона о государственной регистрации определены группы сведений, содержащихся в ЕГРН. Статьи 8-12 посвящены порядку ведения и учета сведений в группах, определенных статьей 7 ЕГРН. Вести ЕГРН будут в электронном виде. В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

Во многом формулировки Закона о государственной регистрации повторяют положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Вместе с тем Закон о государственной регистрации вносит некоторые изменения в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В частности, в силу положений Закона о госрегистрации в ряде случаев государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Безусловно, такое изменение позволит существенно сэкономить время при постановке на учет и регистрации прав. Перечень случаев, позволяющих осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрация прав одновременно, содержится в п. 3 ст. 14 Закона о государственной регистрации о государственной регистрации. Перечень случаев, исключающих такую возможность, указан в п. 4, 5 ст. 14 Закона о государственной регистрации.

Возможно вас заинтересуют: Услуги по снижению кадастровой стоимости.

Новые сроки государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета

Следует обратить внимание, что Законом о государственной регистрации предусмотрены новые сроки, отличающиеся от сроков, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В частности, предусмотрены следующие основные сроки:

  • 7 рабочих дней – для государственной регистрации прав;
  • 5 рабочих дней – для государственного кадастрового учета;
  • 10 рабочих дней – для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
  • 5 рабочих дней – для регистрации и(или) постановки на учет на основании судебного акта;
  • 3 рабочих дня – для наложения ареста или запрета на недвижимое имущество;
  • 3 рабочих дня – для регистрации нотариально удостоверенной сделки.

Если документы подаются через МФЦ, то срок увеличивается на 2 рабочих дня (данное правило не распространяется на регистрацию арестов и запретов, а также регистрацию на основании судебного акта). Началом течения срока признается день подачи заявления.

Напомним, что в настоящее время общий срок осуществления государственной регистрации недвижимости или его учета составляет 10 рабочих дней. Таким образом, при одновременном учете и регистрации срок составляет 20 рабочих дней, в то время как в силу Закона о государственной регистрации такой срок составит 10 рабочих дней.

Читайте также: Сопровождение сделок с недвижимостью.

Также следует обратить внимание, что в силу положений Закона о государственной регистрации юридические лица могут не предоставлять учредительные документы (п. 9 ст. 18 Закона о государственной регистрации), как это требуется до 01.01.2017 г. (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). При необходимости Росреестр запрашивает такие документы самостоятельно.

Пунктом 15 ст. 18 Закона о госрегистрации предусмотрен единственный случай отказа в приеме документов – при невозможности установить личность лица, обратившегося за государственной регистрацией (например, когда заявитель не предоставил документ, удостоверяющий личность). В настоящее имеется законодательно закреплено только одно основание для отказа в приеме документов – в случаях предоставления документов, содержащих приписки, подчистки, исправления. Однако на практике зачастую возникают конфликтные ситуации, связанные с установлением личности заявителя. Данное положение позволит разрешить создавшиеся споры.

Статьей 25 Закона о государственной регистрации установлен перечень оснований для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения. В частности, к ним относятся:

  • несоответствие формы документов (например, предоставлен электронный документ, а не бумажный);
  • бумажные документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и т.п.;
  • отсутствие информации в ГИС об уплате госпошлины по истечении 5 дней с даты подачи заявления;
  • наличие обременений (запретов), не позволяющих осуществить регистрацию (учет);
  • заявление не подписано заявителем.

Данные положения в целом дублируют нормы, действующие до 01.01.2017 года, однако ранее срок отсутствия информации о госпошлины не был закреплен законодательно.

Вас может заинтересовать: Постановка помещений в торговом центре на кадастровый учет.

Статьей 29 Закона о государственной регистрации установлены основания для приостановления государственной регистрации (учета). Данный перечень является закрытым и исчерпывающим и состоит из 55 оснований. Срок приостановления зависит от основания, по которому применяется приостановление и по составляет не более 3 месяцев. В статье 30 Закона содержится информация относительно приостановления по заявлению, регистрация (учет) могут быть приостановлены на срок до 6 месяцев. 

Глава 4 Закона о государственной регистрации посвящена вопросу межведомственного взаимодействия, в силу которого сведения в ЕГРН будут формироваться не только за счет информации, поступающей от заявителей, но и за счет информации, предоставляемой государственными и муниципальными органами. В Главе 5 Закона содержится порядок уточнения и оспаривания информации, содержащей в ЕГРН. В целом он не отличается от ранее действовавшего порядка.

Следует обратить внимание, что в силу статьи 44 Закона о госрегистрации для совершения сделок с частью недвижимого имущества, требуется постановка на учет этой части недвижимого имущества, вне зависимости от того, что учет осуществлен в отношении всего объекта недвижимого имущества. 

Ранее данный вопрос не был урегулирован законодательно и при разрешении данного спора суды руководствовались позицией, сформированной в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», согласно которой государственная регистрация части недвижимого имущества возможна в том случае, когда весь объект недвижимого имущества поставлен на учет, а сторонами сделки предоставлен документ, содержащий графическое изображение части объекта.

Как видно, положения Закона о государственной регистрации позволят унифицировать информацию, сократить сроки получения информации, регистрации сделок и постановки объектов недвижимости на учет, что, конечно же, указывает на носят позитивный характер изменений.

Подводя итоги нельзя не выразить надежд на улучшение и упрощение порядка регистрации и учета объектов недвижимости, снижение количества отказов в регистрации и учете по формальным основаниям. Однако вряд ли возможно уже сейчас объективно оценить все изменения, которые внесены Законом о государственной регистрации.

Вероятнее всего, объективно можно будет оценить их значимость только в результате практического применения. Во многом действие законодательства оценивается в результате его толкования и практики применения, поскольку даже самый хороший закон можно плохо применить на практике, а самый неудачный закон можно исправить за счет объективной практики применения. Как говорится: «Не так страшен в России закон, как практика его применения». 

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наши группы в соц. сетях  и порекомендовать Прайм лигал друзьям и знакомым.

Читайте также


Юридические услуги онлайн