Главная / Консультации / Юридическая консультация по вопросу оплаты авторских прав при использовании формулировки «ПО МОТИВАМ»
Задать вопрос
опубликовано:

Юридическая консультация по вопросу оплаты авторских прав при использовании формулировки «ПО МОТИВАМ»

Вопрос:

У нас идет спектакль, за который мы платим авторские автору данного произведения. А в другом театре идет похожий спектакль, где на афише написано, что он поставлен по МОТИВАМ произведения этого же автора.

При использовании формулировки ‒ ПО МОТИВУ ‒ нужно ли оплачивать авторские в РАО автору?

И не должен ли другой театр платить нам, так как используют похожий спектакль? Названия разные, но с одними героями. У них спектакль появился недавно, у нас идет давно.

И какой критерий, когда произведение становиться по мотивам. Там вроде в % считают от авторского текста. Как на самом деле?

Ответ:

По смыслу п.п. 6 п. 2 ст. 1270 ГК (авторские права) РФ и ст. 1306 ГК РФ (смежные права) воспроизведение произведения без согласия автора (исполнителя) не допускается. В том числе не допускается и переработка произведения.

На основании п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ.

Кроме того, право на неприкосновенность произведения закреплено пунктом 1 ст. 1266 ГК РФ, в силу которой не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Вместе с тем, ответ на вопрос требует оценки данного произведения. Если данный спектакль является переработкой произведения автора или содержит отдельные части, принадлежащие автору (исполнителю), то его постановка без согласия автора (исполнителя) и выплаты ему вознаграждения не допускается.

Оценочное суждение в данном случае может дать только суд, сопоставив содержание данных спектаклей, степень их тождественности. При этом нет определенного критерия оценки в процентом соотношении, либо в каких-то конкретных единицах. Соответственно, каждая спорая ситуация разрешается судом индивидуально, в зависимости от представленных доказательств, обстоятельств.

При необходимости могут быть привлечены эксперты, которые дадут соответствующую оценку обоим произведениям. В случае коллективного управления авторскими или смежными правами автора (исполнителя) требования могут быть предъявлены РАО.

Право требовать уплаты ЦДР каких-либо вознаграждения в пользу театра законом не предусмотрено. Вместе с тем, если действия ЦДР повлекли возникновение убытков, то театр вправе потребовать их компенсации. Доказать связь между их действиями и возникшим убытком, оценить зачастую представляется достаточно затруднительным.

Вывод:

Использование произведения без согласия автора (исполнителя) не допускается. Конкретных критериев оценки использования, нарушения не существует, такая оценка осуществляется судом. В случае нарушения авторских или смежных прав автор (исполнитель) или РАО может предъявить соответствующие требования об уплате вознаграждения.

Читайте также


Консультации
Юридические услуги онлайн