В силу ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Пунктом 1 ст. 228 НК РФ к отдельной категории отнесены физические лица ‒ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.
В силу статей 218 и 219 ГК РФ лицо, использующее земельный участок, является собственником получаемых плодов. Кроме того, в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. При этом сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Таким образом, ООО, закупающее фрукты, овощи у физических лиц собственников сельхозпродукции не является налоговым агентом. Собственники продаваемого имущества должны самостоятельно позаботиться об исполнении обязанности по исчислению и уплате налога.
Вас могут заинтересовать: Услуги юриста по налоговым спорам.
До введения в действие Закона о бухучете основным документом, который оформлялся при приобретении сельхозпродукции у населения, являлся закупочный акт (ф. ОП-5). В настоящее время он по-прежнему не утратил своей актуальности.
Также приобретение сельскохозяйственной продукции можно оформлять договором и передаточным актом.
Возможно вас заинтересуют: Услуги по разработке и проверке договоров.
В договоре помимо наименования закупаемых сельхозпродуктов, их количества, единицы измерения, цены и суммы товара, места закупки должны быть указаны должность и фамилия лица ‒ представителя организации-покупателя (которым зачастую выступает снабженец), а также сведения о продавце. Важными и обязательными реквизитами, подлежащими отражению и заполнению в документе, являются паспортные данные и адрес места жительства физического лица.
Факт оплаты подтверждается специальной отметкой в ф. ОП-5, либо отдельной распиской продавца.
После закупки в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу подотчетное лицо обязано составить авансовый отчет и приложить к нему подтверждающие документы (закупочный акт и накладную на сдачу продукции на склад).
Если же сельхозпродукцию сдает на склад предприятия сам продавец, то расчеты с ним производятся через кассу путем выписки расходного кассового ордера.
Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых согласно ст. 105.3 НК РФ без включения в них налога (если иное не предусмотрено данной статьей), то есть облагаться должна вся сумма продажи.
Иное правило прописано как раз в отношении реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками). Налоговая база на основании п. 4 ст. 154 НК РФ будет исчисляться как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога (то есть продажной ценой) и ценой приобретения названной продукции. Другими словами, налоговой базой фактически является межценовая разница. Только налог в таком случае следует определять согласно п. 4 ст. 164 НК РФ по расчетной ставке от налоговой базы ‒ как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (то есть по ставке 18/118 или 10/110).
Пример 1. Налогоплательщик реализовал свежее мясо (свинину) в количестве 650 кг на сумму 195 тыс. руб. Эта же продукция была приобретена им у физических лиц в указанном количестве по закупочной цене 120 руб. за кг, всего на сумму 78 тыс. руб.
Налоговая база в целях исчисления НДС (межценовая разница), определенная в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ, составит 117 тыс. руб. (195 тыс. руб. - 78 тыс. руб.), а сумма налога, исчисленного по расчетной ставке 10/110 <1> в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ, ‒ 10,6 тыс. руб. (117 тыс. руб. × 10/110).
Читайте также: Возмещение НДС в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками). К нему относятся:
Если документы оформлены вышеуказанным образом, то с налоговыми органами не должно возникать судебных споров. Суды придерживаются вышеуказанных позиций по отсутствию необходимости удерживать НДФЛ и возможности исчисления НДС с учетом расходов.
Возможно вас заинтересует услуга: Консультация налогового юриста.
Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.