Главная / Консультации / Налогообложение при приобретении сельскохозяйственной продукции у физ. лиц.
Задать вопрос
опубликовано:

Налогообложение при приобретении сельскохозяйственной продукции у физ. лиц.

В силу ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Пунктом 1 ст. 228 НК РФ к отдельной категории отнесены физические лица ‒ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав.

В силу статей 218 и 219 ГК РФ лицо, использующее земельный участок, является собственником получаемых плодов. Кроме того, в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. При этом сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Таким образом, ООО, закупающее фрукты, овощи у физических лиц‐собственников сельхозпродукции не является налоговым агентом. Собственники продаваемого имущества должны самостоятельно позаботиться об исполнении обязанности по исчислению и уплате налога.

ОФОРМЛЕНИЕ.

До введения в действие Закона о бухучете основным документом, который оформлялся при приобретении сельхозпродукции у населения, являлся закупочный акт (ф. ОП-5). В настоящее время он по-прежнему не утратил своей актуальности.

Также можно оформлять договором и передаточным актом, но, на мой взгляд, это накладно.

В документе помимо наименования закупаемых сельхозпродуктов, их количества, единицы измерения, цены и суммы товара, места закупки должны быть указаны должность и фамилия лица ‒ представителя организации-покупателя (которым зачастую выступает снабженец), а также сведения о продавце. Важными и обязательными реквизитами, подлежащими отражению и заполнению в документе, являются паспортные данные и адрес места жительства физического лица.

Факт оплаты подтверждается специальной отметкой в ф. ОП-5, либо отдельной распиской продавца.

После закупки в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу подотчетное лицо обязано составить авансовый отчет и приложить к нему подтверждающие документы (закупочный акт и накладную на сдачу продукции на склад).

Если же сельхозпродукцию сдает на склад предприятия сам продавец, то расчеты с ним производятся через кассу путем выписки расходного кассового ордера.

НДС.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 154 НК РФ, при реализации товаров налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых согласно ст. 105.3 НК РФ без включения в них налога (если иное не предусмотрено данной статьей), то есть облагаться должна вся сумма продажи.

Иное правило прописано как раз в отношении реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками). Налоговая база на основании п. 4 ст. 154 НК РФ будет исчисляться как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога (то есть продажной ценой) и ценой приобретения названной продукции. Другими словами, налоговой базой фактически является межценовая разница. Только налог в таком случае следует определять согласно п. 4 ст. 164 НК РФ по расчетной ставке от налоговой базы ‒ как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (то есть по ставке 18/118 или 10/110).

Пример 1. Налогоплательщик реализовал свежее мясо (свинину) в количестве 650 кг на сумму 195 тыс. руб. Эта же продукция была приобретена им у физических лиц в указанном количестве по закупочной цене 120 руб. за кг, всего на сумму 78 тыс. руб.

Налоговая база в целях исчисления НДС (межценовая разница), определенная в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ, составит 117 тыс. руб. (195 тыс. руб. - 78 тыс. руб.), а сумма налога, исчисленного по расчетной ставке 10/110 <1> в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ, ‒ 10,6 тыс. руб. (117 тыс. руб. × 10/110).

ПЕРЕЧЕНЬ.

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками). К нему относятся:

  • Скот, птица и кролики в живом весе
  • Мясо и субпродукты скота и птицы
  • Молоко и молокопродукты
  • Яйца
  • Сырье кожевенное (мелкое, крупное, свиное)
  • Кожи жесткие, сыромятные, полуфабрикаты кожевенные (продукция переработки кожевенного сырья)
  • Овчины меховые, шубные, шкурки ягнят и козлят невыделанные
  • Шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии невыделанные
  • Сырье перопуховое
  • Отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перо ‒ пухового сырья
  • Рога, копыта, волос, щетина, кость, панты
  • Шерсть всякая
  • Рыба всех видов (любительское рыболовство)
  • Мед пчелиный, воск пчелиный, вощина
  • Зерновые и зернобобовые культуры
  • Масличные культуры (кроме конопли)
  • Свекла сахарная
  • Лекарственные растения (возделываемые и дикорастущие, кроме мака)
  • Папоротник
  • Картофель
  • Овощи открытого и защищенного грунта
  • Бахчевые продовольственные и кормовые культуры
  • Плоды семечковых и косточковых культур
  • Виноград
  • Плоды цитрусовых культур
  • Чайный лист
  • Орехи культурные и дикорастущие
  • Ягоды культурные и дикорастущие
  • Грибы культурные и дикорастущие (свежие)
  • Сено
  • Материалы растительные дикорастущие, используемые для изготовления щеточных изделий, метел и веников

Если документы оформлены вышеуказанным образом, то с налоговыми органами не должно возникать судебных споров. Суды придерживаются вышеуказанных позиций по отсутствию необходимости удерживать НДФЛ и возможности исчисления НДС с учетом расходов.

Читайте также


Консультации
Юридические услуги онлайн