Главная / Аналитика / Особенности проведения стимулирующего мероприятия (акции). Вопросы налогообложения.
Задать вопрос
опубликовано:

Особенности проведения стимулирующего мероприятия (акции). Вопросы налогообложения.

Общие сведения

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона, лотерея это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Статья 10 Федерального закона определяет обязательные нормативы лотереи. К ним, в частности, относится требование о том, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.

В соответствии с изложенным, можно сделать вывод, что проводимое мероприятие не является лотереей. Оно является стимулирующим мероприятием, предполагающим розыгрыш приза.

В Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» указанное понятие определяется как конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара (ст. 9 данного Закона). Законодательство РФ не содержит требований к регистрации таких мероприятий.

С 1 июля 2014 г. в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ запрещены и выведены из сферы регулирования Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях». Такой вывод сделан Минэкономразвития в Письме от 07.04.2014 N Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий», которое доведено Письмом ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598. Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» закреплен общий термин – «стимулирующие мероприятия». Из ст. 9 Закона N 38-ФЗ следует, что стимулирующее мероприятие ‒ это конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 уточнено, что ст. 9 Закона N 38-ФЗ применяется к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Исключения

Федеральная антимонопольная служба в Письме от 02.12.2011 N АК/44977 указывает на то, что стимулирующее мероприятие выделено в отдельный объект, к рекламе которого установлены специальные требования. При этом ФАС отмечает, что мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного ст. 9 Закона о рекламе, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования этой статьи, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, подобные подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

На основании ч. 5 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

Реклама стимулирующего мероприятия

В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона о рекламе). При этом указанная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и т.д., а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию) (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).

При этом такая информация должна быть хорошо читаема без усилий, не должна быть указана с использованием мелкого или непонятного шрифта.

Образец:

Сроки проведения мероприятия с _______ по ______. Подробнее (о мероприятии, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) на сайте _______ (по телефону _______).

Расходы на стимулирующее мероприятие

При проведении стимулирующего мероприятия в составе расходов для налога на прибыль можно учесть:

  • расходы на приобретение призов;
  • расходы на рекламу стимулирующего мероприятия.

Налогообложение

В соответствии с п. 1 ст. 228 НК РФ самостоятельная уплата НДФЛ физическими лицами, получившими подарки (выигрыши) от организатора мероприятий стимулирующего характера, не предусмотрена. Следовательно, данные суммы подлежат налогообложению у источника выплат (ст. 226 НК РФ). При этом стоит помнить, что НДФЛ удерживать не нужно, если:

  • сумма выигрыша (стоимость приза) составила менее 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ);
  • выигрыш получен в натуральной форме (приз) и организатор рекламной акции не выплачивает денежных средств физическому лицу. В этом случае о невозможности удержать налог необходимо сообщить налоговой инспекции, а также налогоплательщику ‒ физическому лицу в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ.

Личная обязанность уплаты налога

НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налогов может быть исполнена налогоплательщиком лично (п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ). Данная норма является диспозитивной, соответственно, такая обязанность не может быть возложена соглашением на иное лицо.

Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств представляемого им лица. Следовательно, платежные документы на уплату сбора должны исходить от плательщика сбора (а не его представителя), то есть должны быть подписаны им самим и оплачены за счет его собственных средств (Определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О).

Таким образом, уплатить госпошлину за совершение юридически значимых действий можно через представителя. Но в платежных документах на уплату госпошлины будет указано, что соответствующая сумма уплачена лицом (фамилия, имя, отчество), действующим по выданной вами доверенности и от вашего имени. В связи с этим целесообразно приложить к платежному документу, представляемому в соответствующий орган, должностному лицу или в суд, указанную выше нотариально удостоверенную доверенность.

Уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что представитель действует от имени представляемого им лица (Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Таким образом, во избежание недовольства победителей конкурса можно:

  • передавать им денежные средства для уплаты налога самостоятельно;
  • оформлять доверенность от имени налогоплательщика для совершения действия от его имени, при необходимости подписывать иные документы, которые потребуются для подачи декларации.

Общие выводы

В настоящее время отсутствуют какие-либо требования, предъявляемые к проведению стимулирующего мероприятия, за исключением установленных ФЗ «О рекламе». Таким образом, можно сделать вывод, что для легитимности стимулирующего мероприятия необходимо:

  • предоставить достоверную информацию о нем (срок проведения, сведения об источнике информации, количестве призов, срок, место и порядок получения призов);
  • ознакомить с правилами проведения.

Само мероприятие должно быть связано с приобретением товаров, услуг и носить стимулирующий характер – то есть призы должны получать не все, а лишь некоторые из покупателей.

Требования к порядку определения победителей не устанавливаются. Таким образом, победители могут быть определены любым способом, информацию о котором желательно указать в правилах проведения стимулирующего мероприятия.

Соответственно, все призы могут быть приобретены в любой момент времени, поскольку участники гражданского оборота вправе действовать любыми способами, не запрещенными законодательством.

Образец:

Сроки проведения мероприятия с _______ по ______.
Место проведения: ____________.
Призовой фонд: 1 место – ноутбук; 2 место – планшет; 3 место – телефон.

Порядок получения призов: призы направляются почтовым отправлением в течение _____ дней с момента завершения срока проведения мероприятия (срок для получения приза не более 1 месяца с момента завершения стимулирующего мероприятия). Призы могут быть получены в отделениях почты России в соответствии с информацией о месте проживания, предоставленной участниками мероприятия.

Обязанности участников: участников обязан подать заявку для участия в конкурсе с использованием формы, доступной на сайте организатора мероприятия.
Участником может быть лицо, воспользовавшееся услугами организатора.
Ограничение количества участников: 500 человек.

Победители определяются случайным образом путем смешивания заявок участников мероприятия и последовательного извлечения трех из них. Победителю, сведения о котором содержатся в заявке, извлеченной первой, присваивается первое место.

Сведения об организаторе: _______________.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн