Главная / Аналитика / Обеспечение прозрачности госзакупок
Задать вопрос
опубликовано:

Обеспечение прозрачности госзакупок

Закон N 44-ФЗ достаточно жестко регламентирует систему госзакупок, устанавливая требования к участникам, к размещаемой документации, контрактам. Информации, предоставляемой участниками Закона N 44-ФЗ, вполне достаточно, чтобы сделать госзакупки прозрачными и открытыми.

В последнее время предпринимаются значительные усилия для повышения открытости и прозрачности. Например, с 1 января 2017 года повышается роль ЕИСпри осуществлении контроля. Теперь стало возможным осуществлять контроль соответствия информации в планах закупок и планах-графиках, контрактах, проектах контрактов.

Нарушения 44-ФЗ.

Вместе с тем, зачастую участниками госзакупок предпринимаются попытки применения так называемых «серых схем». Проще говоря, участники госзакупок или косвенно нарушают требования Закона N 44-ФЗ или ведут себя недобросовестно, пытаясь обойти положения Закона N 44-ФЗ. То и другое по смыслу положений статьи 10 ГК РФ не допускается.

Такое недобросовестное поведение выражается, как правило, в установлении каких-то особых, а также повышенных требований к участникам закупки или закупаемым товарам (работам, услугам). Также недобросовестность может выражаться в недостаточном информировании об условиях проведения государственной закупки. Иными словами, заказчиками создаются условия, при которых фактически ограничивается возможности участия в госзаказе других лиц. Подобные действия совершаются с тем, чтобы добиться заключения контракта с интересующим исполнителем.

Вместе с тем, должны быть инструменты, позволяющие оперативно пресекать подобные действия. В частности, одним из таких инструментов является ФАС России. В случаях, когда какие-либо действия кажутся участникам закупки недобросовестными, они могут обратиться с соответствующей жалобой в ФАС России.

Чтобы распознать заведомо «серые схемы» необходимо обладать достаточным уровнем знаний и опыта. В связи с этим целесообразно повысить уровень информационной осведомленности участников госзакупки с целью выявления злоупотребления правом при реализации Закона N 44-ФЗ. Кроме того, не лишним будет повысить профессиональный уровень работников ФАС, поскольку принимаемые службой решения не всегда обоснованы.

Как отразится прозрачность контрактной системы на российском бизнесе?

Конечно же, излишняя прозрачность и открытость может негативно отразиться и на бизнесе, поскольку размещаемая информация иногда представляет ценность для контрагентов, коммерческих и финансовых шпионов. Например, такие крупные корпорации как «Росатом» не могут без вреда для себя размещать подобную информацию.

Таким образом, наибольшая прозрачность возможна за счет повышения профессионального уровня работников ФАС и осведомленности участников закупок. Вместе с тем, должны быть приняты меры по сохранению конфиденциальности информации для отдельных категорий госзакупок. 

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн