Нас уже выбрали:
ВТБ,
Ашан,
САМС, Китайская национальная корпорация машиностроительной промышленности
Хенкель, Производство химической продукции
SBI, Государственный Банк Индии
ОБИ,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ, Российское подразделение промышленной группы Sandvik
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Менсен Пакаджинг СНГ,
Все клиенты
Прайм Лигал / Аналитика / Комментарий к проекту ФЗ О внесении изменений в ст. 22 ФЗ Об исполнительном производстве и ст. 356 КАС РФ

Комментарий к проекту ФЗ О внесении изменений в ст. 22 ФЗ Об исполнительном производстве и ст. 356 КАС РФ

Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее – «Закон») и статью 356 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Предпосылки для подготовки законопроекта

Предпосылкой для подготовки законопроекта явилось Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 7-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Закона в связи с жалобой гражданина М.Л. Ростовцева», которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Закона в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют ‒ при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления ‒ всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.

Основное содержание жалобы Ростовцева М.Л. сводится к тому, что положения Закона допускают бессрочное и ничем не ограниченное право взыскателя предъявлять исполнительный документ в службу судебных приставов для принудительного исполнения, отзывать исполнительный документ, а затем вновь инициировать принудительное исполнение, что противоречит положениям Конституции РФ.

При этом Конституционный суд РФ исходит из принципа баланса интересов, в силу которого сроки предъявления исполнительных документов должны отвечать интересам защиты конституционных прав взыскателя, однако они не могут затрагивать основное содержание конституционных прав должника, существо которых ни при каких обстоятельствах не должно быть утрачено. Данный принцип закреплен в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2012 года № 11-П. Кроме того, суд исходит из принципа своевременности, который предусматривает возможность утраты права на предъявление исполнительного документа в случаях, когда срок для такого предъявления истек.

Возможно, вас заинтересует: Представительство в арбитражном суде.

При повторном предъявлении исполнительного листа после его возвращения взыскателю, срок предъявления прерывается.

В действующей редакции Закона в случае предъявления исполнительного документа к исполнению после возвращения исполнительного документа взыскателю срок его предъявления к исполнению прерывается. В силу положений статьи 22 Закона в случае предъявление исполнительного документа к исполнению после того, как ранее предъявленный исполнительный документ был возвращен взыскателю по какому-либо из предусмотренных частью 1 статьи 46 Закона оснований, такое предъявление влечет перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, вследствие чего его течение начинается заново.

Реализация взыскателем указанного права в может привести к тому, что должник должен бессрочно пребывать под угрозой применения к нему и его имуществу мер принудительного исполнения.

Как указал Конституционный суд РФ, с момента вынесения Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 7-П до момента внесения соответствующих изменений в законодательство при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению, если такой документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, исчисление срока осуществляется исходя из общей продолжительности срока за вычетом времени, ранее затраченного на совершение исполнительских действий по такому исполнительному документу.

В такое время включаются периоды, начиная с момента возбуждения исполнительного производства и заканчиваются его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению. В связи с этим законопроект направлен на внесение изменений в статью 22 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и статью 356 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Законопроектом предполагается учитывать периоды, в течение которых осуществлялось исполнительное производство по исполнительному листу, предъявленному повторно. Предлагается вычитывать такие периоды из общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов.

Подобные изменения позволят избежать коллизий, связанных с нарушением прав должников относительно срока предъявления исполнительных документов, будут способствовать следованию принципу своевременности, а также позволят не допускать злоупотребления правом со стороны взыскателей.

Вас могут заинтересовать: Услуги по возврату долгов частных лиц.

Принятие закона положительно отразится на правах должников

В большей степени принятие проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 356 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в положительной мере отразится на правах должников.

Безусловно, законодатель должен всегда стремиться к балансу интересов сторон частных и публичных правоотношений, что мы и видим в результате подготовки вышеназванного проекта Федерального закона. Не следует забывать, что в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ‒ обязанность государства.

Поскольку осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно препятствовать реализации прав и свобод других лиц, причинять вред их конституционно гарантированным интересам, законодатель, должен исходить из того, что возникающие споры при реализации законных интересов таких лиц не могут преодолеваться путем предоставления защиты одним правам в нарушение других. В любом случае всегда следует учитывать, что права и законные интересы должны получать соразмерную защиту на основе баланса конституционных ценностей.

Таким образом, прежде всего, государством должны учитываться права и законные интересы граждан, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, иначе государство не будет отвечать признаку правового государства.

Вероятнее всего, в ближайшем будущем в положения статьи 22 Закона и статьи 356 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации будут внесены вышеуказанные изменения, устраняющие возникшую правовую коллизию.

Комплексная поддержка вашего бизнеса: Абонентское юридическое обслуживание.

Если статья была полезна для вас, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

опубликовано:
Читайте также


Юридические услуги онлайн