Особенности использования прав на товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение
Главная / Аналитика / Использование интеллектуальных прав на товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение.
опубликовано:

Использование интеллектуальных прав на товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначение.

Использование товарного знака

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Такое право подлежит государственной регистрации, выдается соответствующее свидетельство о регистрации. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Согласно ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака. Правообладатель самостоятельно определяет, как ему распоряжаться исключительным правом.

Для того, чтобы возникло право на использование товарноного знака с правообладателем может быть заключен один из договоров:

  1. Об отчуждении исключительного права на товарный знак;
  2. лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака;

Такие договоры подлежат государственной регистрации.

Вас могут заинтересовать: Услуги по регистрации ООО в Москве.

Использование фирменного наименования или коммерческого обозначения

Фирменное наименование состоит из слов, указывающих на организационно-правовую форму, например, общество с ограниченной ответственностью, и специальной части.

Исключительными правами на коммерческое обозначение и фирменное наименование является правообладатель. Исключительные права на фирменное наименование не передаются. Права на коммерческое обозначение могут быть переданы только на основании сделки.

Коммерческое обозначение не подлежит регистрации.

Прямого запрета на упоминание фирменного наименования или коммерческого обозначения в законе не содержится. По аналогии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 10852/09 можно сделать вывод, само упоминание не является использованием.

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде.

Так суд отказал в удовлетворении требования о прекращении незаконного использования товарного знака и о взыскании компенсации за его использование, поскольку в материалах дела нет доказательств использования товарного знака при маркировке продукции, выпускаемой заводом, а также в документации и рекламе. Суд указал, что словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака.

Прямо запрещено осуществление деятельности под чужим фирменным наименованием или коммерческим обозначением.

Использование фотографий товаров на которых изображен товарный знак

Использование фотографии товара, на котором изображен товарный знак, также запрещается. Аналогичная позиция изложена в деле № А41-5137/08 по иску Компании «LOUIS VUITTON MALLETIER».

Если фотографии были сделаны самим производителем, то их использование допускается только с его согласия, поскольку фотографии являются объектом интеллектуальной собственности.

Если же используется фотография производителя, то следует учитывать, что согласно ст. 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами.

Возможно, вас заинтересует: Юридическое обслуживание стартапов и IT компаний.

В соответствии со ст. 1276 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Если же используется фотография, сделанная интернет-магазином, то это не нарушает чьих-либо интеллектуальных прав.

Вас могут заинтересовать: Услуги по разработке и проверке договоров.

В случае использования фотографии, сделанной производителем, автор такой фотографии вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права. Согласно ст. 1159 ГК РФ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии являются объектами авторских прав.

Ответственность за нарушение авторских прав

Статьей 1301 ГК РФ установлено, что в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ

  • в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Кроме того, следует учитывать, что согласно статье 1253 ГК РФ суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, которое неоднократно или грубо нарушающее исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации.

Вас может заинтересовать: Защита интеллектуальной собственности и авторских прав.

Если статья была полезна для вас, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям, коллегам и знакомым.

Читайте также


Юридические услуги онлайн