Нас уже выбрали:
ВТБ,
Ашан,
САМС, Китайская национальная корпорация машиностроительной промышленности
Хенкель, Производство химической продукции
SBI, Государственный Банк Индии
ОБИ,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ, Российское подразделение промышленной группы Sandvik
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Менсен Пакаджинг СНГ,
Все клиенты
Прайм Лигал / Публикации в СМИ / Реформа законодательства в области госзакупок по 44-ФЗ и закупок по 233-ФЗ

Реформа законодательства в области госзакупок по 44-ФЗ и закупок по 233-ФЗ

Закупочная деятельность является многогранным процессом, который регулируется различными источниками права. В настоящее время для регулирования отношений в области закупки товаров (услуг) применяются Закон No 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ. Ранее подлежал применению Закон № 94-ФЗ, однако он утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем положения Закона № 94-ФЗ до настоящего времени применяются к тем правоотношениям, которые возникли в момент действия указанного Закона от 18.07.2011.

В чем разница между ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 и ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011?

В чем же заключается разница между Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)?

На первый взгляд, достаточно сложно разобраться в этих двух кажущихся схожими законах. Как мы видим, Закон о контрактной системе существенно больше по объему, нежели Закон о закупках. Это обусловлено спецификой применения этих законов. Закон о контрактной системе является более формальным по отношению к Закону о закупках. Закон о контрактной системе императивен по своему характеру, а по содержанию детально описывает все этапы осуществления государственных закупок.

Вас могут заинтересовать: Услуги по оранизации и проведению торгов.

Следует обратить внимание, что Закон о контрактной системе может применяться только в отношении государственных или муниципальных заказчиков (иных лиц, использующих государственные или муниципальные средства). Закон о закупках может применяться в отношении государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, если доля государственного участия в них превышает 50%.

Закон о закупках является рамочным, что делает его более универсальным за счет возможности применения заказчиками положения о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, указанные в Законе о закупках. При этом применение Закона о закупке невозможно без приня тия положения о закупке.

Данный документ является обязательным, каждый заказчик руководствуется им наряду с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, в положении о закупке каждый заказчик может изложить свои требования и условия, связанные с проведением закупки.

Положение о закупке размещается заказчиками публично и может более детально регулировать вопросы закупки в соответствии с интересами конкретного заказчика. То есть применение Закона о закупках целесообразно для тех лиц, которые уже знакомы с системой закупки и достаточно хорошо ориентируются в вопросах правоприменения, связанных с закупочной деятельностью.

Вас может заинтересовать: Сопровождения участия в торгах.

Далеко не все все юридические лица стремятся перейти на закупки по правилам Закона о закупках.

По их мнению, в этом нет нужды, поскольку Федеральная контрактная система в рамках Закона о контрактной системе более четко регламентирует закупочные процедуры. Законом о контрактной системе устанавливается более жесткая ответственность участников закупок.

Важное значение имеет то обстоятельство, что каждый из рассматриваемых федеральных законов имеет свои варианты закупок. Например, Закон о контрактной системе предусматривает возможность проведения закупок в форме конкурсов (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукционов (аукционов в электронной форме, закрытого аукциона), запрос котировок, запрос предложений. При использовании Закона о закупках возможно проведение закупок в обязательной форме в виде конкурса или аукциона, а также иными способами, которые являются необязательными, если это прямо предусмотрено положением о закупке.

Также следует учитывать, что Закон о контрактной системе устанавливает ограничения по выбору площадки для проведения электронных торгов. В частности, в настоящее время для Закона о контрактной системе применяются следующие электронные торговые площадки: Единая электронная торговая площадка (Росэлторг), автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ», Система электронных торгов (zakazrf.ru), ООО «РТС-Тендер», Электронная торговая площадка «Госзакупки» (ЭТП ММВБ).

Вас может заинтересовать: Подготовка и подача жалобы в ФАС.

Каких-либо ограничений, связанных с выбором электронной торговой площадки, для заказчиков, определяемых в соответствии с положениями Закона о закупке, не существует.

В настоящее время Министерство экономического развития РФ и участники электронных торгов стремятся к унификации и упрощению электронных торгов. Однако нынешние положения Закона о контрактной системе и Закона о закупках не позволяют унифицировать такие отношения, что вызывает значительные трудности для участников закупок. В частности, каждая площадка предъявляет свои условия и требования для участия в процедуре, что требует каждый раз формировать новый пакет документов. Отсутствие единого подхода для электронных торговых площадок значительно сказывается на временных ресурсах при проведении торгов.

Необоснованно большие и разнообразные перечни запрашиваемых документов зачастую являются существенными барьерами для участия в закупках. Например, некоторые из электронных площадок требуют представить свыше двух десятков форм конкурсной документации. Отсутствие унификации также распространяется и на электронную подпись, на некоторых площадках требуется каждый раз заново получать электронную подпись для участия.

Очевидно, что следует унифицировать пакет представляемых документов, а также предъявить какие-то общие требования к электронным торговым площадкам, установить проверку соответствия этих требований. Указанные действия позволят выработать единый подход у участников торгов, что увеличит количество участников и упростит правоотношения между участниками и заказчиками.

Таким образом, дальнейшую работу, связанную с реформированием деятельности в области закупок, можно сосредоточить на унификации процессов, происходящих на электронных торговых площадках. Надо устранить имеющиеся противоречия между положениями Закона о контрактной системе и Закона о закупках, что позволит выработать единый подход не только при проведении торгов, но и разрешении споров в судебном порядке.

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Открыть в формате PDF

опубликовано:
Читайте также


Юридические услуги онлайн