Особенности оформления на работу иностранных граждан
Главная / Консультации / Особенности оформления на работу иностранных граждан
опубликовано:

Особенности оформления на работу иностранных граждан

В компании работает несколько граждан Белоруссии, некоторые из них уже не первый год. В этой связи возникли вопросы:

  1. Обязаны ли мы уведомлять государственные органы (бывшую ФМС) о приеме иностранных граждан на работу, в какие сроки и на каком основании?
  2. Распространяются ли эти требования на граждан Белоруссии? Распространяются ли эти требования на граждан стран-членов ЕАЭС?
  3. Если да, должна ли компания получать разрешение на прием иностранных граждан на работу (получение квот на прием или что-то подобное)?
  4. Какая потенциальная ответственность за нарушение требований об уведомлении?
  5. Какая потенциальная ответственность за направление уведомлений с нарушением установленных сроков?

Обязаны ли мы уведомлять государственные органы (видимо, бывшую ФМС) о приеме иностранных граждан на работу, в какие сроки и на каком основании?

В соответствии с абз. 1 п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Срок уведомления - не позднее 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Уведомление подается в территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого трудятся иностранцы (п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Формы и порядок подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 N 11.

Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. 

Возможно вас заинтересует: Оформление разрешения на работу для ВКС.

Распространяются ли эти требования на граждан Белоруссии? Распространяются ли эти требования на граждан стран-членов ЕАЭС?

В отношении граждан Белоруссии действуют международные нормы, в частности, в п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» закреплено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан РБ и РФ и граждан РФ в РБ не применяется.

Также в силу п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Учитывая указанные положения, можно сделать вывод, что нормы о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяются.

Данная позиция подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19 указано, что в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в РФ, и их работодателей не применяются положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в РФ. Привлечение к ответственности за неуведомление о заключении трудового договора с гражданами Республики Беларусь неправомерно.

Вместе с тем, не исключены претензии со стороны МВД, поскольку ранее (до вынесения постановления ВС РФ) министерство придерживались иной позиции.

С 2015 г. граждане из Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии пользуются особыми льготами на территории РФ. Эти страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Договор о Евразийском экономическом союзе заключен в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС).

В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС работодатели вправе привлекать к трудовой деятельности граждан стран-участников без учета ограничений по защите национального рынка труда. Однако данная норма не освобождает работодателя от обязанности по уведомлению территориального органа ФМС России и центра занятости о заключении трудового договора.

О заключении (прекращении) трудовых договоров с работниками стран-членов ЕАЭС (помимо Белоруссии) рекомендуется уведомлять МВД, хотя однозначная позиция по данному вопросу не сформирована.

Вас могут заинтересовать: Услуги по оформлению РВП, вида на жительство или гражданства РФ.

Должна ли компания получать разрешение на прием иностранных граждан на работу

По общему правилу для иностранных граждан-работников требуется соблюдать нормы о квотировании и необходимости получения разрешения на работу. Вместе с тем, в этом нет необходимости для граждан-ЕАЭС.

Квоты для работников граждан-ЕАЭС не применяются (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Получать разрешение на работу или патент для таких граждан не нужно (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Для безвизовых иностранцев применяется другое правило: квоты не нужны, разрешение на работу не требуется, однако необходимо наличие патента.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований об уведомлении?

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления в установленный срок ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа на граждан 2000-5000 рублей; на должностных лиц – 35 000-50 000; на юридических лиц - от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на 14-90 суток.

Для Москвы, СПБ, МО, ЛО ответственность выше (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

в виде штрафа на граждан 5000-7000 рублей; на должностных лиц – 35 000 – 70 000; на юридических лиц - от 400 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на 14-90 суток.

Если речь о высококвалифицированных специалистах, то ответственность определяется следующим образом (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):

штраф на должностных лиц в размере от 35 000 – 70 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения Legal Opinion.

Важно иметь ввиду, что:

  1. Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства вне зависимости от наличия с ним письменного договора.
  2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Какая ответственность предусмотрена за направление уведомлений с нарушением установленных сроков?

Ответственность за нарушение сроков, формы, способа и порядка одна и та же (ч. 3, 4, 5 ст. 18.15 КоАП РФ).

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Читайте также


Юридические услуги онлайн