Особенности оформления на работу иностранных граждан
Нас уже выбрали:
Банк ВТБ, банковская деятельность
MSA Россия,
Китайская корпорация инжиниринга САМС,
ООО "Ашан", розничная торговля
ООО "ОБИ Франчайзинговый центр",
Kreditech Holding SSL GmbH,
ООО «Менсен Пакаджинг СНГ»,
AE Industry GmbH,
Ceetrus,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ,
ООО "ХРОНОПЭЙ СЕРВИСЕЗ",
Все клиенты
Главная / Консультации / Особенности оформления на работу иностранных граждан
опубликовано:

Особенности оформления на работу иностранных граждан

В компании работает несколько граждан Белоруссии, некоторые из них уже не первый год. В этой связи возникли вопросы:

  1. Обязаны ли мы уведомлять государственные органы (бывшую ФМС) о приеме иностранных граждан на работу, в какие сроки и на каком основании?
  2. Распространяются ли эти требования на граждан Белоруссии? Распространяются ли эти требования на граждан стран-членов ЕАЭС?
  3. Если да, должна ли компания получать разрешение на прием иностранных граждан на работу (получение квот на прием или что-то подобное)?
  4. Какая потенциальная ответственность за нарушение требований об уведомлении?
  5. Какая потенциальная ответственность за направление уведомлений с нарушением установленных сроков?

Обязаны ли мы уведомлять государственные органы (видимо, бывшую ФМС) о приеме иностранных граждан на работу, в какие сроки и на каком основании?

В соответствии с абз. 1 п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон N 115-ФЗ) работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Срок уведомления - не позднее 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Уведомление подается в территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого трудятся иностранцы (п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Формы и порядок подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 N 11.

Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. 

Возможно вас заинтересует: Оформление разрешения на работу для ВКС.

Распространяются ли эти требования на граждан Белоруссии? Распространяются ли эти требования на граждан стран-членов ЕАЭС?

В отношении граждан Белоруссии действуют международные нормы, в частности, в п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» закреплено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан РБ и РФ и граждан РФ в РБ не применяется.

Также в силу п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Учитывая указанные положения, можно сделать вывод, что нормы о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяются.

Данная позиция подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19 указано, что в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в РФ, и их работодателей не применяются положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в РФ. Привлечение к ответственности за неуведомление о заключении трудового договора с гражданами Республики Беларусь неправомерно.

Вместе с тем, не исключены претензии со стороны МВД, поскольку ранее (до вынесения постановления ВС РФ) министерство придерживались иной позиции.

С 2015 г. граждане из Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии пользуются особыми льготами на территории РФ. Эти страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Договор о Евразийском экономическом союзе заключен в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС).

В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС работодатели вправе привлекать к трудовой деятельности граждан стран-участников без учета ограничений по защите национального рынка труда. Однако данная норма не освобождает работодателя от обязанности по уведомлению территориального органа ФМС России и центра занятости о заключении трудового договора.

О заключении (прекращении) трудовых договоров с работниками стран-членов ЕАЭС (помимо Белоруссии) рекомендуется уведомлять МВД, хотя однозначная позиция по данному вопросу не сформирована.

Вас могут заинтересовать: Услуги по оформлению РВП, вида на жительство или гражданства РФ.

Должна ли компания получать разрешение на прием иностранных граждан на работу

По общему правилу для иностранных граждан-работников требуется соблюдать нормы о квотировании и необходимости получения разрешения на работу. Вместе с тем, в этом нет необходимости для граждан-ЕАЭС.

Квоты для работников граждан-ЕАЭС не применяются (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Получать разрешение на работу или патент для таких граждан не нужно (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 16, 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Для безвизовых иностранцев применяется другое правило: квоты не нужны, разрешение на работу не требуется, однако необходимо наличие патента.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований об уведомлении?

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления в установленный срок ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа на граждан 2000-5000 рублей; на должностных лиц – 35 000-50 000; на юридических лиц - от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на 14-90 суток.

Для Москвы, СПБ, МО, ЛО ответственность выше (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

в виде штрафа на граждан 5000-7000 рублей; на должностных лиц – 35 000 – 70 000; на юридических лиц - от 400 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на 14-90 суток.

Если речь о высококвалифицированных специалистах, то ответственность определяется следующим образом (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):

штраф на должностных лиц в размере от 35 000 – 70 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения Legal Opinion.

Важно иметь ввиду, что:

  1. Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства вне зависимости от наличия с ним письменного договора.
  2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Какая ответственность предусмотрена за направление уведомлений с нарушением установленных сроков?

Ответственность за нарушение сроков, формы, способа и порядка одна и та же (ч. 3, 4, 5 ст. 18.15 КоАП РФ).

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Читайте также


Юридические услуги онлайн