Нас уже выбрали:
ВТБ,
Ашан,
САМС, Китайская национальная корпорация машиностроительной промышленности
Хенкель, Производство химической продукции
SBI, Государственный Банк Индии
ОБИ,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ, Российское подразделение промышленной группы Sandvik
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Менсен Пакаджинг СНГ,
Все клиенты
Прайм Лигал / Аналитика / Правовое регулирование закупочной деятельности. Тенденции развития

Правовое регулирование закупочной деятельности. Тенденции развития

Закупочная деятельность является многогранным процессом, который регулируется различными источниками права. В настоящее время для регулирования отношений в области закупки товаров (услуг) применяются Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон о контрактной системе») и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Закон о закупках»).

Ранее подлежал применению Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако он утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Вместе с тем, положения N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до настоящего времени применяются к тем правоотношениям, которые возникли в момент действия указанного закона.

Вас могут заинтересовать: Организация и проведение тендеров, конкурсов и аукционов.

В чем различия между 44-ФЗ о контрактной системе и и 223-ФЗ?

В чем же заключается разница между Законом о контрактной системе и Законом о закупках? На первый взгляд, достаточно сложно разобраться в этих двух кажущихся схожими законами. Как мы видим, Закон о контрактной системе существенно больше по объему, нежели Закон о закупках. Это обусловлено спецификой применения этих законов. Закон о контрактной системе является более формальным по отношению к Закону о закупках. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ императивен по своему характеру, а по содержанию детально описывает все этапы осуществления государственных закупок.

Следует обратить внимание, что Закон о контрактной системе может применяться только в отношении государственных или муниципальных заказчиков (иных лиц, использующих государственные или муниципальные средства), Закон о закупках может применяться в отношении государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, если доля государственного участия в них превышает 50%.

Закон о закупках является рамочным, что делает его более универсальным за счет возможности применения заказчиками положения о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, указанные в Законе о закупках. При этом применение Закона о закупке невозможно без принятия положения о закупке. Данный документ является обязательным, каждый заказчик руководствуется им наряду с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ и другими федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иными словами, в положении о закупке каждый заказчик может изложить свои требования и условия, связанные с проведением закупки.

Целесообразность применения 223-ФЗ.

Положение о закупке размещается заказчиками публично и, соответственно, может более детально регулировать вопросы закупки в соответствии с интересами конкретного заказчика. Иными словами, применение Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ целесообразно для тех лиц, которые уже знакомы с системой закупки и достаточно хорошо ориентируются в вопросах правоприменения, связанных с закупочной деятельностью.

Однако далеко не все все юридические лица стремятся перейти на закупки по правилам Закона о закупках. По их мнению, в этом нет нужды, поскольку Федеральная контрактная система в рамках Закона о контрактной системе более четко регламентирует закупочные процедуры. Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливается более жесткая ответственность участников закупок. В связи с этим некоторые заказчики пришли к выводу об отсутствии целесообразности в применении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Важное значение имеет то обстоятельство, что каждый из рассматриваемых федеральных законов имеет свои варианты закупок. Например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусматривает возможность проведения закупок в форме конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. При использовании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ возможен в обязательной форме в виде конкурса или аукциона, а также иными способами, которые являются не обязательными, если это прямо предусмотрено положением о закупке.

Комплексная поддержка вашего бизнеса: Абонентское юридическое обслуживание.

Также следует учитывать, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает ограничения по выбору площадки для проведения электронных торгов. В частности, в настоящее время для Закона о контрактной системе применяются следующие электронные торговые площадки: Единая Электронная Торговая Площадка (Росэлторг), Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ», Система Электронных торгов (zakazrf.ru), ООО «РТС-Тендер», Электронная торговая площадка «Госзакупки» (ЭТП ММВБ).

Каких-либо ограничений, связанных с выбором электронной торговой площадки для заказчиков, определяемых в соответствии с положениями Закона о закупке, не существует. Каждый заказчик может использовать любую электронную торговую площадку по своему усмотрению без ограничений.

Реформирование закупочной деятельности. Унификация и упрощение электронных торгов.

В настоящее время Министерство экономического развития РФ и участники электронных торгов стремятся к унификации и упрощению электронных торгов. Однако нынешние положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ не позволяют унифицировать такие отношения, что вызывает значительные трудности для участников закупок. В частности, каждая площадка предъявляет свои условия и требования для участия в процедуре, что требует каждый раз формировать новый пакет документов. Отсутствие единого подхода для электронных торговых площадок значительно сказывается на временных ресурсах при проведении торгов.

Необоснованно большие и разнообразные перечни запрашиваемых документов зачастую является существенным барьером для участия в закупках. Например, некоторые из электронных площадок требуют предоставить свыше двух десятков форм конкурсной документации. Отсутствие унификации также распространяется и на электронную подпись, на некоторых площадках требуется каждый раз заново получать электронную подпись для участия. Очевидно, что следует унифицировать пакет предоставляемых документов, а также предъявить какие-то общие требования к электронным торговым площадкам, установить проверку соответствия этих требований. Указанные действия позволят выработать единый подход у участников торгов, что увеличит количество участников и упростит правоотношения между участниками и заказчиками.

Таким образом, дальнейшую работу, связанную с реформированием деятельности в области закупок можно сосредоточить на унификации процессов, происходящих на электронных торговых площадках. Также следует устранить имеющиеся противоречия между положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, что позволит выработать единый подход не только при проведении торгов, но и в разрешении споров в судебном порядке.

Вас может заинтересовать услуга: Представительство в арбитражном суде.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях  и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

опубликовано:
Читайте также


Юридические услуги онлайн