Главная / Аналитика / Международный коммерческий арбитраж: перспективы и реформы
Задать вопрос
опубликовано:

Международный коммерческий арбитраж: перспективы и реформы

В последнее время заметно возросло количество споров, рассматриваемых в третейских судах и международных коммерческих арбитражах. Прежде всего, чтобы разобраться в том, какие реформы осуществляются в области международного коммерческого арбитража, какие перспективы у таких реформ, следует определиться с понятием МКА. Международный коммерческий арбитраж – это специализированная система негосударственных третейских судов, рассматривающих споры между участниками международных коммерческих сделок. Иными словами, это система учреждений, позволяющих сторонам внешнеторговых сделок применять альтернативные механизмы разрешения споров.

Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации представлен двумя судами – Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной плате Российской Федерации и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной плате Российской Федерации. За время работы системы международного коммерческого арбитража был сформирован положительный образ этих судов, значительное количество споров по внешнеторговым сделкам разрешаются именно в них.

Особое значение при этом имеет то обстоятельство, что решения международного коммерческого арбитража признаются на территории других государств законными в силу положений Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Иными словами, если спор будет разрешен российским судом, то возможны сложности при исполнении такого решения иностранным государством. Если же спор разрешался в международном коммерческом арбитраже, то исполнение решения такого суда на территории иностранного государства гарантируется.

Таким образом, применение международного коммерческого арбитража в Российской Федерации весьма востребовано, что подтверждается значительным количеством дел, рассматриваемых, например, в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В настоящее время система международного коммерческого арбитража регулируется Законом РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» вместе с «Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» и «Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».

Безусловно, ввиду постоянных внешних и внутренних изменений, требуется соответствующее реформирование. Характер и содержание таких реформ должны отвечать создавшейся ситуации, быть своевременными и базироваться на международном правовом опыте. При этом реформа должна учитывать положительный опыт, сложившийся в судебной практике международного коммерческого арбитража в Российской Федерации.

В результате реформы 29 декабря 2015 года подписаны федеральные законы, значительно изменившие законодательство о третейских судах в Российской Федерации. В частности, принят Федеральный закон N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон N 382-ФЗ), а также Федеральный закон N 409-ФЗ, которым внесены изменения в Закон от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», АПК РФ и ГПК РФ и другие нормативно-правовые акты (далее ‒ Федеральный закон N 409-ФЗ).

Вышеуказанные законы вступают в силу с 1 сентября 2016 года и применяются к тем арбитражным разбирательствам, а также при рассмотрении тех дел в судах, производство по которым возбуждено после начала применения Федерального закона N 382-ФЗ и Федерального закона N 409-ФЗ. В отношении арбитражных разбирательств, начатых и не завершенных до вступления в силу изменений, предусмотрены переходные положения.

В настоящее время достаточно сложно говорить о перспективах применения реформы в отношении международного коммерческого арбитража. Многие специалисты высказывают свои опасения, что такая реформа применительно к международному коммерческому арбитражу преждевременна, а процесс обсуждения был сведен к минимуму. По их мнению, международный коммерческий арбитраж не требует существенных изменений, а поспешность и отсутствие должного обсуждения может негативно отразиться на системе международного коммерческого арбитража в Российской Федерации.

Такие опасения нельзя назвать безосновательными. Дело в том, что международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации успешно зарекомендовал себя при рассмотрении различных категорий международных коммерческих споров. В качестве суда, рассматривающего споры, как правило, стороны выбирают Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Это обусловлено наличием доверия к данному суду со стороны иностранных и отечественных организаций.

Реформа, связанная с международным коммерческим арбитражем, во многом связана с ужесточением контроля за деятельностью суда, должностных лиц. Законодатель стремиться формализовать многие процессы, проходящие в системе международного коммерческого арбитража. При этом за основу берется опыт процессуального законодательства, используемого в государственных судах Российской Федерации.

Попытки придания формы, действия по ужесточению контроля могут сделать деятельность суда затруднительной, что негативным образом отразится на работе судов международного коммерческого арбитража. Что, в свою очередь, может повлечь отказ сторон внешнеторговой деятельности от использования таких судов при разрешении споров. Соответственно, предпочтение будет отдаваться системе судов международного коммерческого арбитража, действующих в иностранных государствах.

Вышеуказанные выводы не означают, что нет необходимости в проведении реформ. Однако, скорее, опасения вызваны столь решительными действиями законодателя в той ситуации, когда система международного коммерческого арбитража РФ успешно функционирует. Безусловно, реформы нужны, однако по своему характеру такие реформы должны быть более «мягкими», приниматься после тщательного обсуждения.

Прежде всего, следует учитывать, что система международного коммерческого арбитража – особая сфера, которая регулирует отношения между нерезидентами. Таким образом, целесообразно в данном случае применять один специальный нормативно-правовой акт, а не использовать общие принципы для третейских судов Российской Федерации и системы международного коммерческого арбитража.

Использование двух специальных Федеральным законов «О международном коммерческом арбитраже»«Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» нецелесообразно. Таким образом, применение единого подхода для внутренних и международных судов нельзя считать обоснованным, поскольку речь идет о разных по своему смыслу системах.

Вместе с тем, остается надеяться, что реформа существенно не скажется на деятельности системы международного коммерческого арбитража в худшую сторону. Напротив, в перспективе следует ожидать только положительных результатов от внесения таких изменений – укрепление авторитета и престижа международного коммерческого арбитража, сохранение МКА как института альтернативного разрешения споров, создание системы надлежащего и достаточного контроля за действиями арбитров.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн