Основным источником права, регулирующим деятельность по обращению с бытовыми и промышленными отходами, является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Изначально данный федеральный закон носил достаточно универсальный характер и распространял свое действие на все виды отходов: бытовые, радиоактивные, химические и т.п.
В дальнейшем закон претерпел ряд изменений, а для отдельных видов отходов приняты специальные нормативно-правовые акты. Например, сфера радиоактивных отходов регулируется положениями Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сфера ядерных отходов – Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.
Читайте также: Услуги по разработке и проверке договоров.
Кроме того, законодательство по обращению с бытовыми и промышленными отходами также регулируется большим количеством различных санитарными нормами и правилами, ветеринарно-санитарными правилами, которыми регламентирую специальные вопросы. Например, требования к полигону твердых бытовых отходов устанавливаются Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01».
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяется ряд требований к лицам, размещающим отходы, местам размещения отходов, их транспортированию (трансграничному перемещению) к деятельности по утилизации, размещению, обезвреживанию таких отходов, требования к эксплуатации задний и сооружений. Например, в качестве требования к лицам, осуществляющим размещение отходов, может быть обязательное наличие лицензии.
Деятельность, связанная с обращением с отходами, подлежит лицензированию в силу положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I ‒ IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I ‒ IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Также подлежит лицензированию деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Законодательство делит отходы по классам опасности – в зависимости от негативного воздействия на окружающую среду – от I до IV класса (от более вредного к менее вредному). Чем выше класс опасности, тем более жесткие требования предъявляются к обращению с такими отходами.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены нормы образования отходов в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена.
Вас могут заинтересовать услуги по регистрации ООО в Москве.
Руководствуясь принципами экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами многие крупные компании объявляют различные стимулирующие мероприятия для потребителей. Например, акции по обмену старой бытовой техники на новую. Таким образом, осуществляется нормальная утилизация старых бытовых отходов (в том числе вышедших из строя), за что организаторы таких мероприятий получают соответствующие стимулирующие и компенсационные выплаты.
Безусловно, как и любая другая область права законодательство по обращению с отходами подлежит надзору и контролю со стороны государственных органов. Круг контролирующих органов достаточно широк, в зависимости от вида отходов или вида среды (объекта), в которую осуществляется их выброс. К таким органам можно отнести: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор и т.п. Полномочия указанных органов определяются и разграничиваются в соответствии вышеуказанными источниками права.
Достаточно большую роль в процессе обращения с отходами играют органы местного самоуправления, субъекты Российской Федерации. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает некоторую свободу для органов местного самоуправления и субъектов РФ в определении направлений работы по обращению с отходами. Таким образом, законодатель установил возможность принятия специальных мер в регионах в зависимости от потребности каждого субъекта, территориальных и социальных особенностей.
В целом область законодательства по обращению с бытовыми и промышленными отходами является достаточно обширной, и каждая группа отходов требует отдельного изучения. Чтобы ориентироваться в данной сфере следует понимать источники нормативно-правового регулирования, что даст возможность исходя из потребностей определять подлежащую применению сферу законодательства.
Вас может заинтересовать подготовка правовых заключений.
Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.