Нас уже выбрали:
ВТБ,
Ашан,
САМС, Китайская национальная корпорация машиностроительной промышленности
Хенкель, Производство химической продукции
SBI, Государственный Банк Индии
ОБИ,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ, Российское подразделение промышленной группы Sandvik
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Менсен Пакаджинг СНГ,
Все клиенты
Прайм Лигал / Аналитика / Особенности налогообложения при экспорте товаров из РФ

Особенности налогообложения при экспорте товаров из РФ

Реализация товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенного союза, облагается по ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. 1 ст. 212 ТК ТС, ч. 1, 5 ст. 195 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Товаром является любое имущество, перемещаемое через таможенную границу таможенного союза (п. 3 ст. 38 НК РФ, п. 2 ст. 2, пп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС, пп. 7 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).

Товары, которые вывозятся с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, считаются реализованными в России, поскольку в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на ее территории (или иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией) (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ).

Общие правила уплаты НДС при экспорте

Если переход права собственности на экспортируемый товар произошел до момента отгрузки со склада продавца, расположенного на территории РФ, то реализация должна облагаться НДС по ставке 18% или 10%.

Впоследствии, когда товар будет отгружен и вывезен из России в таможенной процедуре экспорта и у экспортера будут в наличии документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ, он сможет применить к данной операции нулевую ставку налога (Письмо Минфина России от 31.01.2013 N 03-07-08/1914).

От реализации вывозимых товаров необходимо отличать собственно вывоз товаров, к которому могут быть применены различные таможенные процедуры (например, вывоз в таможенной процедуре экспорта).

При вывозе порядок уплаты налога зависит от таможенной процедуры, под которую помещаются товары: при одних процедурах НДС на таможне уплачивается, при других ‒ нет (п. 2 ст. 151 НК РФ).

Вас могут заинтересовать: Услуги по таможенному оформлению грузов.

Порядок налогообложения

Таможенная процедура, под которую помещается вывозимый товар

Основание

Налог не уплачивается Экспорт
Таможенный склад
Свободная таможенная зона
пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ
Перемещение припасов
Специальная таможенная процедура
пп. 3 п. 2 ст. 151 НК РФ, п. 2 ст. 363, п. 3 ст. 202 ТК ТС, ч. 1 ст. 303 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ
Налог не уплачивается, а НДС, уплаченный при ввозе на территорию РФ, возвращается налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле Реэкспорт пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ
Освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производятся, если иное не предусмотрено таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле Иные таможенные процедуры пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ

При реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, НДС взимается по ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Вас могут заинтересовать: Услуги по возмещению НДС

Обоснованность применения ставки НДС 0% подтверждается представлением документов, предусмотренных п. п. 1, 2 ст. 165 НК РФ. Если в установленный срок экспорт не подтвержден, то придется придется уплатить НДС с экспортной реализации по одной из общих ставок ‒ 10 или 18% (п. п. 2, 3 ст. 164, п. 9 ст. 165 НК РФ).

Для подтверждения экспорта предоставляется 180 календарных дней начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Документы для подтверждения нулевой ставки необходимо представлять одновременно с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Документы, представляемые для подтверждения права на применение ставки НДС 0% при экспорте:

Наименование операции Перечень документов, необходимых для подтверждения ставки НДС 0% Норма НК РФ, устанавливающая перечень документов
Экспорт товаров
  1. контракт (его копия) с иностранным лицом на поставку товара за пределы Таможенного союза;
  2. таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;
  3. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов
п. 1 ст. 165 НК РФ
Экспорт товаров, осуществляемый через посредника
  1. договор (его копия) налогоплательщика с посредником (договор комиссии, поручения либо агентский договор);
  2. контракт (его копия) посредника с иностранным лицом на поставку товаров за пределы Таможенного союза;
  3. таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.
пп. 3, 4 п. 1, п. 2 ст. 165 НК РФ
Экспорт товаров в счет погашения задолженности РФ и бывшего СССР или в счет предоставления кредитов иностранным государствам
  1. копия соглашения между Правительством РФ и правительством соответствующего иностранного государства об урегулировании задолженности бывшего СССР (Российской Федерации) или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам;
  2. копия соглашения между Минфином России и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счет погашения государственной задолженности или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам; 3) таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;
  3. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов
пп. 3, 4 п. 1, п. 3 ст. 165 НК РФ

Контракт оформляется в виде одного документа, подписанного обеими сторонами. Это самый распространенный вариант его оформления. Он также является самым безопасным с точки зрения возможных претензий налоговых органов. У них, в частности, не возникнут сомнения по поводу факта заключения контракта.

При проведении камеральных проверок налоговые органы обращают внимание не только на форму контракта, но и на его реквизиты. Руководствуются они при этом Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденными МВЭС России 29.02.1996 (далее ‒ Рекомендации)

В частности, налоговики могут отказать в возмещении НДС, если в контракте не указаны полные наименования и адреса сторон, а также номера счетов, платежные реквизиты и т.п. Высока вероятность претензий с их стороны и в случае отсутствия в контракте расшифровок подписей сторон, заверенных печатью. Помимо этого налоговики требуют подтвердить полномочия лица на подписание контракта соответствующей доверенностью.

Поэтому, во избежание конфликта с налоговыми инспекторами, лучше все перечисленные выше требования учесть и соблюсти. Однако, если судебный спор передан в Арбитражный суд, то судебная практика складывается не в пользу налоговых органов, поскольку их требования зачастую необоснованны.

Возможно, вас заинтересует: Представительство в арбитражном суде.

Форма таможенной декларации на товары и Инструкция по ее заполнению утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.

Таможенная декларация должна содержать две отметки (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ):

  1. «Выпуск разрешен» ‒ проставляется таможенным органом, в котором оформляется товар на экспорт;
  2. «Товар вывезен» ‒ проставляется российским пограничным таможенным органом в пункте пропуска, через который был вывезен товар за пределы Таможенного союза.

По общему правилу в числе подтверждающих экспорт документов необходимо представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенного органа мест убытия о вывозе товаров (пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ). В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.12.2008 N 10280/08 подчеркнул, что международные товарно-транспортные накладные должны иметь не только отметку «Вывоз разрешен», но и отметку «Товар вывезен».

Если указанные документы оформлены на иностранном языке, то представлять их перевод на русский язык не обязательно, поскольку Налоговый кодекс РФ такого требования не содержит. Поэтому отказ в применении ставки 0% по данному основанию является незаконным (Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-07-08/67).

Возможно, вас заинтересует: Подготовка правового заключения

Особенности уплаты НДС при импорте в ЕЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская республика, РФ).

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) установлено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Приложением № 18 к Договору о ЕЭС утвержден протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Правила ЕАЭС предусматривают право экспортера на корректировку (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) налоговой базы по НДС по реализованным товарам. Причинами изменения стоимости могут быть в том числе следующие (п. 11 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014):

  • изменение (увеличение или уменьшение) цены товаров;
  • уменьшение количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.

Таким образом, Протокол о порядке взимания косвенных налогов (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС, подписанному в г. Астане 29.05.2014) не рассматривает возможность увеличения налоговой базы по экспортной операции в связи с увеличением количества отгруженных на экспорт товаров.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган необходимых документов.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  1. договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера.
  3. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее ‒ заявление).
  4. транспортные (товаросопроводительные) документы.

Вышеуказанные документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров.

Общие правила учета налога на прибыль у поставщика при экспорте.

Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях (абз. 1 п. 3 ст. 248 НК РФ). Пересчет доходов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, налогоплательщик производит в зависимости от того, какой метод признания доходов в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ выбран в учетной политике для целей налогообложения (абз. 3 п. 3 ст. 248 НК РФ).

При применении метода начисления доходы от реализации товаров признаются на дату их реализации (на дату перехода права собственности) (п. п. 1, 3 ст. 271 НК РФ). Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, который установлен Банком России на дату реализации товаров (абз. 1 п. 8 ст. 271, ).

Сумма требований к покупателю, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли на дату реализации товаров, дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше (абз. 2 п. 8 ст. 271, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ). В связи с изменением курса иностранной валюты к рублю по расчетам с иностранным покупателем возникают курсовые разницы. Положительная курсовая разница возникает при дооценке требований, а отрицательная ‒ при их уценке. Такие разницы включаются в состав внереализационных доходов или расходов соответственно (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Курсовые разницы признаются в составе внереализационных доходов или внереализационных расходов на дату прекращения (исполнения) требований и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше (пп. 7 п. 4, абз. 2 п. 8 ст. 271, пп. 6 п. 7, абз. 2 п. 10 ст. 272 НК РФ).

При применении кассового метода доходы от реализации товаров признаются на дату фактического получения денежных средств (п. 2 ст. 273 НК РФ). Сумма дохода определяется путем пересчета полученного платежа в иностранной валюте в рубли по официальному курсу Банка России на дату получения оплаты. Следовательно, при применении кассового метода курсовые разницы не возникают.

При учете налога на прибыль у поставщика при экспорте товара в Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию (государства ‒ члены ЕАЭС) какие-либо особенности отсутствуют.

Возможно, вас заинтересует: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на группы Прайм лигал в соц. сетях и порекомендуйте нашу компанию друзьям и знакомым.

опубликовано:
Читайте также


Юридические услуги онлайн