Главная / Аналитика / Смягчение уголовно-правовых мер в свете государственной стратегии поддержки предпринимателей.
Задать вопрос
опубликовано:

Смягчение уголовно-правовых мер в свете государственной стратегии поддержки предпринимателей.

В чем причина взятого правительством курса, помимо необходимости привлечения инвестиций в отечественную экономику?

В настоящее время Российская Федерация пытается гуманизировать уголовное законодательство, это касается не только преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против собственности, но и самого порядка и условий исполнения наказаний.

Причин для изменения уголовно-правовых мер в отношении предпринимателей может быть несколько. Одной из основных причин является высокая нагрузка на систему исполнения наказаний в РФ – ответственность за совершение преступления пытаются выразить в штрафах. Другой причиной является постоянный рост инфляции. В связи с ежегодным обесцениванием денежных средств снижается общественная опасность преступления, а наказание остается прежним. Таким образом, все преступления, ответственность за которые напрямую связана с размером причиненного ущерба, подлежат постоянному пересмотру с учетом роста инфляции. Ну, и в третьих, как уже отмечалось, это связано с попыткой пополнить бюджет РФ.

Уголовное преследование предпринимателей – силовое давление на бизнес или несовершенство законодательства?

Ни то, ни другое. Важно понимать, что предприниматели – это такие же субъекты уголовно-правовых правоотношений, как и остальные физические лица. Если в УК РФ предусмотрена ответственность за совершение каких-то действий, то она распространяется к определенной категории лиц, исходя из их статуса, правового положения, осведомленности, полномочий.

Например, за отдельные категории уголовных дел повышенная или специальная ответственность применяется к должностным лицам, военным, врачам и т.п. Поэтому нет ничего удивительного в том, что аналогичные меры предусмотрены и для предпринимателей.

Соответственно, нельзя говорить о какой-то целенаправленной попытке уголовного воздействия именно на предпринимателей. Предпринимательство – это специальная сфера деятельности, которая обязывает к наличию определенной осведомленности, некоторых юридических и экономических познаний. Позиция законодателя такова, что предприниматели должны осознавать характер совершаемых действий, риск наступления возможных негативных правовых последствий. В конечном счете, предприниматель всегда может обратиться за получением профессиональной помощи к юристу.

Кроме того, законодатель всегда руководствуется возможной общественной опасностью в результате совершения преступления. По мнению законодателя, преступления в области предпринимательской деятельности отличаются повышенной общественной опасностью, что и предусматривает особые меры уголовного наказания.

Также, видимо, законодатель полагает, что такие меры наказания как лишение или ограничение, исправительные работы, а также иные виды наказаний, предусмотренные УК РФ, не являются наиболее подходящими в данном случае. По мнению законодателя, надлежащей мерой наказания будет являться штраф, поскольку он в большей степени способствует исправлению и пресечению таких преступлений в дальнейшем. Хотя, конечно, такая позиция достаточно спорна.

Какие меры возможны для улучшения положения предпринимателей?

На наш взгляд, такие меры должны касается не модернизации Уголовного кодекса РФ, а улучшения работы самой уголовно-исполнительной системы. В частности, изменения должны быть направлены на улучшение качества работы следователей, дознавателей, сотрудников прокуратуры, судей.

Зачастую работа сотрудников уголовно-исполнительной системы основана на предвзятом отношении, либо на нежелании исполнять должностные обязанности необходимым образом. Т.е. необходимо выстроить работу должностных лиц таким образом, чтобы они более детально исследовали доводы, изложенные в заявлениях о преступлении, обстоятельства и материалы уголовных дел. Это позволит в ряде случаев не привлекать к ответственности тех лиц, которые не являются виновными, в иных же случаях – справедливо наказывать тех, кто подлежит уголовной ответственности за совершение преступления.

Можно ли пересмотреть устаревшие критерии отнесения преступлений к уголовно наказуемым?

Представляется, что правильным будет пересматривать не критерии отнесения преступлений к уголовно наказуемым, а порядок и состав обязательных действий, которые необходимо совершить должностным лицам, для установления состава преступления, вины, степени виновности, а также размера наказания за совершенное преступление.

Положений УК РФ, сложившейся правоприменительной практики и разъяснений вышестоящих судов достаточно, чтобы должным образом квалифицировать уголовные преступления, однако нет единого механизма сбора, анализа и систематизации доказательств по уголовным делам. Хотя, конечно, некоторые частные вопросы требуют пересмотра.

В том числе, какие законы уже приняты в этом году, какие поправки внесены в УК РФ и как это отразилось на предпринимателях?

В 2015 году в Уголовный кодекс был внесен ряд поправок, которые распространяются на предпринимателей. В частности, ст. 173.1 предусмотрена ответственность за внесение сведений в ЕГРЮЛ о подставных лицах. Увеличена ответственность за незаконное использование средств индивидуализации (товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования). Увеличена ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Как обеспечить реализацию принципа «за экономические преступления – экономические наказания»?

Принцип может быть обеспечен только за счет добросовестной, слаженной и не коррумпированной работы должностных лиц, осуществляющих выявление, расследование, пресечение преступлений, а также назначение наказаний и их последующую реализацию.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн