Нас уже выбрали:
ВТБ,
Ашан,
САМС, Китайская национальная корпорация машиностроительной промышленности
Хенкель, Производство химической продукции
SBI, Государственный Банк Индии
ОБИ,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ, Российское подразделение промышленной группы Sandvik
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Менсен Пакаджинг СНГ,
Все клиенты
Прайм Лигал / Аналитика / Правовое регулирование деятельности по обмену цифровых финансовых активов (криптовалюты)

Правовое регулирование деятельности по обмену цифровых финансовых активов (криптовалюты)

Обменный пункт криптовалюты зарегистрирован в Эстонии и функционирует следующим образом: клиент заходит на сайт, вводит сумму для обмена и адрес куда обмен надо совершить. После оплаты с его пластиковой карты средства списываются и отправляются либо на его же криптокошелек у стороннего провайдера или биржи, или клиент сразу оплачивает услугу, где бы он ее не заказал.

Вместе с тем, 25.01.19 был опубликован пока не вступивший в силу законопроект Минфина РФ, по которому вводится специальное регулирование цифровых финансовых активов.

https://rg.ru/2018/01/25/minfin-rf-opublikoval-zakonoproekt-o-regulirovanii-kriptovaliuty.html

Законопроект определяет прежде всего основные понятия в сфере виртуальных финансов. Так, Минфин предлагает считать криптовалюты и токены цифровыми финансовыми активами, которые не являются законным средством платежа в РФ. Это, на наш взгляд, важно.

Так как после покупки актива, клиент не будет совершать им оплату на территории РФ. Мы можем например для таких клиентов поставить уведомление, что купленной криптовалютой запрещено расплачиваться на территории РФ.

В законе, на наш взгляд, не описано что неквалифицированному инвестору запрещено приобретение цифрового актива путем обмена рублей или валюты на этот актив. В законопроекте говорится про обмен цифровых активов один на другой, типа Биткоин на Лайткоин (вероятнее всего, биржа будет лучше при подобном регулировании).

Также речь идет об обмене актива на Рубли или доллары – тут тоже понятно – законодатель хочет, чтобы вывод средств был под контролем, но не написано, что нельзя приобрести для оплаты услуг. Токены они отдельно описали, но нас это не касается.

Общие сведения:

В силу статьи 1 проекта Федерального закона N 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о цифровых финансовых активах)» (далее – Законопроект) им регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам.

В соответствии со статьей 2 Законопроекта к цифровым финансовым активам (далее – ЦФА) относится имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К ЦФА относятся криптовалюта, токен. ЦФА не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

При этом под цифровой транзакцией понимается действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов.

Из анализа вышеуказанных норм можно сделать следующие выводы:

  • Криптовалюта относится к ЦФА;
  • По общему правилу ЦФА не являются законным средством платежа на территории РФ;
  • ЦФА не признаются незаконным средством платежа за пределами РФ;
  • Под обращением следует понимать любое движение ЦФА (покупка, продажа, обмен, дарение, передача, использование и т.п.).

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения Legal Opinion.

Допустимые сделки с цифровыми финансовыми активами

Законодателем установлен общий запрет на ЦФА на территории РФ (ст. 2). Вместе с тем Законопроект делает исключение из общего правила, закрепляя в статье 4 особенности обращения ЦФА, среди которых, в частности:

Разрешение на:

Суть

Условия применения

Сделки по обмену ЦФА квалифицированными инвесторами*

Владельцы ЦФА вправе совершать:

  • сделки по обмену ЦФА одного вида на другой вид;
  • сделки по обмену ЦФА на рубли, иностранную валюту или иное имущество.
  • Только через оператора обмена ЦФА (далее – Оператор).
  • Оператор должен быть организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».
  • Сделки должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов ЦФА, зарегистрированными в ЦБ РФ.
  • Сделка совершается квалифицированным инвестором.

Сделки по обмену ЦФА неквалифицированными инвесторами

Владельцы ЦФА вправе совершать:

  • сделки по обмену ЦФА одного вида на другой вид;
  • сделки по обмену ЦФА на рубли, иностранную валюту или иное имущество.

  • Только через Оператора.
  • Оператор должен быть организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».
  • Сделки должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов ЦФА, зарегистрированными в ЦБ РФ.
  • Сделки осуществляются только путем зачисления или списания ЦФА со специального счета Оператора, являющегося владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о ЦФА.

* Условия отнесения инвестора к квалифицированному определены статьей 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (кредитные, клиринговые организации и т.п.).

Таким образом, на территории РФ сделки с ЦФА по общему правилу запрещены, однако разрешается их обмен квалифицированными и неквалифицированными инвесторами на вышеуказанных условиях. Является ошибочным вывод о том, что если в статье 4 Законопроекта прямо не установлен запрет, то предполагается разрешение.

Подобный вывод прямо опровергается запретом, установленным статьей 2 Законопроекта. Иными словами, в данном случае действует принцип «запрещено все, что прямо не разрешено».

Вас может заинтересовать: Соблюдение требований законодательства при обработке персональных данных

Сделки с ЦФА за пределами РФ

Сделки за пределами РФ Законопроект не затрагивает и не запрещает.

Вместе с тем, следует учитывать, что для того, чтобы понять, распространяются ли данные нормы на эстонскую компанию, необходимо учитывать так называемый критерий направленности осуществляемой в Интернете деятельности.

В частности речь идет о том, когда зарубежные компании оказывают услуги исключительно в интересах потребителей (контрагентов) из определенных государств. В таком случае, как правило, требования Законопроекта будут распространяться на такую зарубежную организацию.

Например, в одном из известных дел суд признал несостоятельным довод ответчика (LinkedIn Corporation) о том, что к иностранной компании не подлежат применению нормы российского законодательства. По мнению суда, деятельность в сети Интернет в силу своего трансграничного, децентрализованного и виртуального характера не позволяет четко обозначить географические границы осуществления такой деятельности, поэтому к ней возможно применение специальных норм гражданского законодательства.

По мнению суда, на такую деятельность распространяются правила ст. 1212 ГК РФ о выборе права, подлежащего применению к договору с участием потребителя, которая предусматривает применение российского права на основании такого критерия, как направленность деятельности контрагента потребителя (профессиональной стороны) на территорию страны (России).

О направленности интернет-сайта www.linkedin.com на территорию РФ указывает наличие русскоязычной версии интернет-сайта, а также использование рекламы на русском языке, что свидетельствует о включении российской аудитории в сферу бизнес-интересов владельца сайта - профессиональной стороны.

Возможно, вас заинтересует: Юридическое обслуживание стартапов и IT компаний.

В текущей правовой концепции к критериям направленности сайтов на территорию России принято относить:

  1. использование доменного имени, связанного с Россией (.ru, .рф, .su), и/или
  2. наличие русскоязычной версии сайта, созданной владельцем сайта или по его поручению иным лицом, и/или
  3. возможность исполнения на территории России заключенного на сайте договора (доставка товара, оказание услуги, пользование цифровым контентом).

Таким образом, если у эстонской компании есть русскоязычный сайт или русская реклама, то с большой долей вероятности такая деятельность будет признаваться деятельностью на территории РФ и на такую деятельность будут распространяться требования Законопроекта.

Перспективы законопроекта о цифровых финансовых активах:

Большинство экспертов утверждает, что Законопроект «сырой» и требует существенных доработок. С ними сложно не согласиться. Причем Банк России выдвигает возражения против разрешения на обмен ЦФА. По мнению Банка России, разрешение на обмен даст возможность легализовать сомнительные транзакции, проведенные ранее, что открывает новые возможности для недобросовестных участников.

На наш взгляд, Законопроект претерпит еще большое количество изменений и, скорее всего, именно в части обмена ЦФА.

Выводы:

Основной целью Законопроекта является попытка взять под контроль криптовалюту (хотя бы положить начало этому). Подобный контроль, по мнению законодателя, может быть достигнут:

  • за счет совершения операций через операторов-квалифицированных инвесторов, к которыми предъявляются очень серьезные требования.
  • за счет совершения операций через операторов, не являющиеся квалифицированными инвесторами, при условии, что все операции они проводят через специальный счет с использованием принадлежащего им криптокошелька.

В обоих случаях оператор должен быть организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Как мы видим, и в первом и во втором случае достигается контроль при совершении обменных сделок с криптовалютой. Во всех остальных случаях обращение криптовалюты (любая транзакция) на территории РФ прямо запрещено (криптовалюта не признается законным средством платежа). Это означает, что даже операторы (в т.ч. и квалифицированные) не могут продавать криптовалюту для целей оплаты услуг, поскольку разрешен только обмен.

Если сделки с криптовалютой осуществляются за пределами РФ, то на них Законопроект не распространяется, за исключением тех случаев, когда деятельность компании, осуществляемой такие сделки, направлена на территорию РФ. На данный момент какого-либо запрета на осуществление таких сделок нет, а Законопроект не предполагает каких-либо сроков для его принятия. Информирование о запрете использования криптовалюты на территории РФ не является обязательным.

Таким образом по нашему мнению граждане РФ смогут делать переводы и получать деньги в случае если криптообменник не работает в РФ. Также мы можем подтвердить, что на данный момент процессинг не запрещен. Но не подтверждаем, что в случае принятия законопроекта он будет разрешен, если деятельность направлена на территорию РФ.

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

опубликовано:
Читайте также


Юридические услуги онлайн