Нас уже выбрали:
ВТБ,
Ашан,
САМС, Китайская национальная корпорация машиностроительной промышленности
Хенкель, Производство химической продукции
SBI, Государственный Банк Индии
ОБИ,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ, Российское подразделение промышленной группы Sandvik
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Менсен Пакаджинг СНГ,
Все клиенты
Прайм Лигал / Услуги / Корпоративное право / Ходатайство в ФАС. Уведомление ФАС

Ходатайство в ФАС. Уведомление ФАС

Современные рыночные отношения в России заставляют любую компанию учитывать при осуществлении своей профильной деятельности требования антимонопольного законодательства. Любая попытка его нарушения может повлечь не только административное, но и уголовное преследование. Государство признает исключительно легализованную форму борьбы за существование между субъектами рыночных отношений, поскольку это единственный действенный механизм регулирования и отбора в рыночной экономике.

К сожалению, конкуренция является слишком сложным и многогранным явлением, которое не способно к саморегулированию. Поэтому государством в целях обеспечения защиты всех хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции предусмотрен ряд экономических, административных и законодательных мер, направленных на недопущение монополизации рынка и других факторов, угрожающих нормальному функционированию рыночной экономики. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, имеющие целью получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и противоречащие правовым нормам Российской Федерации, а также требованиям порядочности и справедливости.

Антимонопольное законодательство России в настоящее время базируется на Конституции РФ, Гражданском Кодексе и различных федеральных законах:

  • Конституция Российской Федерации согласно Статье 8, гарантирует единство экономического пространства страны, а также свободное перемещение товаров и услуг, поддержку свободы экономической деятельности и конкуренции. Согласно Статье 34, запрещена экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. Статья 71 подчеркивает, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации. Таким образом устанавливается федеральная юрисдикция антимонопольного законодательства. И наконец, Статья 74 не допускает появления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг в пределах страны (пошлины, сборы и так далее).
  • Гражданский Кодекс России провозглашает полное равенство всех участников рыночных отношений, а также гарантирует беспрепятственность осуществления и восстановления их прав. В частности, Статья 1 устанавливает запрет на любое ограничение гражданских прав, а также перемещение товаров, за исключением случаев, регулируемых федеральным законом. Статья 10 препятствует использованию гражданских прав для ограничения свободной конкуренции либо для злоупотреблений своим доминирующим рыночным положением.
  • Федеральными законами устанавливаются организационные и правовые основы антимонопольного законодательства, позволяющие определить конкретные рычаги для защиты конкурентного права. Так, Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.06.06г. формулирует конкретные требования ко всем хозяйствующим субъектам при вступлении ими в гражданско-правовые отношения между собой. В то же время постановление Правительства РФ № 504 от 05.06.10г, признавая недопустимость соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящих к ограничению конкуренции, допускает их при соблюдении определенных условий. В этом же постановлении перечислены случаи допустимости, в частности некоторые соглашения между страховщиками, работающими на одном товарном рынке.

Данный список правовых актов, принимаемых соответствующими уполномоченными органами, далеко не исчерпывающий, однако он подтверждает, что действующее антимонопольное законодательство является сложной многоступенчатой системой, включающей в себя множество документов, начиная от статей Конституции РФ и заканчивая постановлениями отдельных органов. Тем не менее, следует подчеркнуть, что все подзаконные акты нижестоящих органов могут лишь уточнять или дублировать суть вышестоящих. Иногда это приводит к сложностям в правоприменении антимонопольного законодательства, поэтому оно требует в настоящий момент значительного усовершенствования. Сегодня рассматриваются несколько концепций, включающих в себя наиболее проблемные вопросы и предполагающих внесение изменений в соответствующие правовые нормы.

Вас может заинтересовать: Подготовка и подача жалобы в ФАС на действия государственного заказчика.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Все субъекты, виновные в нарушении принципов и правил свободной конкуренции, несут юридическую ответственность. В зависимости от категории затронутых антимонопольных норм и тяжести нарушения предусматривается три типа ответственности:

Гражданско-правовая. Данная форма ответственности реализуется посредством взыскания убытков, которые были причинены противоправными действиями либо бездействием как отдельных хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти на местах или местного самоуправления и подотчетных им должностных лиц. Вся прибыль, полученная при таком нарушении антимонопольного законодательства, должна быть перечислена в федеральный бюджет России.

Административная. Антимонопольные административные меры устанавливаются КоАП РФ. В частности:

  • Статья 14.9 Кодекса устанавливает ответственность должностных органов, действия которых нарушают действующее антимонопольное законодательство и могут повлечь за собой ограничение либо устранение конкуренции, а также создают препятствия свободному перемещению товаров и услуг. Наказанием за такое правонарушение может стать наложение административного штрафа в размере до 30 тысяч рублей. При повторном нарушении – до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

  • Статья 14.31 препятствует совершению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Для должностных лиц подобное нарушение антимонопольного законодательства грозит штрафом до 50 тысяч рублей либо дисквалификацией сроком до трех лет. Юридическим лицам – штрафом до 15% от размера выручки за товар, реализованный с нарушением.

  • Статья 14.32 регламентирует ответственность за осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на рынке. Так, за подписание соглашения, идущего вразрез с действующим антимонопольным законодательством, устанавливается для должностных лиц штраф до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет. Для юридических лиц – штраф до 15% от выручки за товар, реализованный с нарушением. Аналогичное наказание действует за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую с точки зрения действующего антимонопольного законодательства. Такой же штраф для должностных лиц накладывается в случае заключения недопустимого соглашения со стороны федерального органа или органа местного самоуправления либо осуществления других запрещенных согласованных действий, подрывающих принципы конкуренции.

  • Статья 14.33 регламентирует административную ответственность за недобросовестную конкуренцию, если подобные действия не носят состава уголовного преступления. Карается такая деятельность штрафом для должностных лиц в размере 20 тысяч рублей либо дисквалификацией сроком до трех лет. Для юридических лиц – штрафом до 15% от выручки за товар, реализованный с нарушением.
  • Статья 19.8 устанавливает административную ответственность за непредставление ходатайств, сведений, заявлений и другой подобной информации в антимонопольный орган либо же в орган регулирования естественных монополий. Размер штрафа варьируется в зависимости от тяжести нарушения.
  • Статья 19.5 устанавливает ответственность за невыполнение предписаний вышеназванных органов в установленный срок.

Уголовная. Меры уголовной антимонопольной ответственности регламентируются Статьей 178 УК РФ:

  • Ограничение, недопущение либо устранение конкуренции посредством заключения соглашений или других действий, а также неоднократное злоупотребление своим доминирующим положением на рынке, причинившие серьезный ущерб гражданам или государству, наказываются крупным штрафом (размер варьируется в зависимости от тяжести преступления) или заключением на срок до трех лет.
  • Те же действия, совершенные с использованием служебного положения и другими отягощающими обстоятельствами, наказываются заключением сроком до 6 лет со штрафом от одного миллиона рублей.
  • Те же действия, совершенные с применением насилия или угрозой такового, караются заключением до семи лет с лишением возможности занимать определенные должности сроком до трех лет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

ФАС является главным федеральным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением принципов свободной конкуренции на отечественном рынке. ФАС была создана указом Президента N 314 09.03.04г, а принципы ее деятельности заложены в Постановлении Правительства России от 29.06.04г. К ее основным задачам относится:

  • Содействие становлению и формированию рыночных отношений на базе свободной конкуренции.
  • Предупреждение и пресечение любой деятельности монополистического характера, а также случаев недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов.
  • Осуществление государственного контроля строгого соблюдения действующего антимонопольного законодательства при деятельности субъектов естественных монополий, в сфере рекламы, а также при размещении заказов на предоставление товаров, услуг и выполнение работ для федеральных нужд.
  • Контроль при привлечении иностранных инвестиций в те хозяйственные отрасли, которые имеют для России стратегическое значение для обеспечения безопасности государства.

Юридические услуги, связанные с антимонопольным законодательством

Как мы можем видеть, разобраться самостоятельно во всех хитросплетениях действующих правовых норм весьма проблематично. Компания «Прайм лигал» предлагает вам воспользоваться услугой юридического сопровождения проектов, которые попадают в сферу влияния антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также иной правовой помощью. Наши услуги:

  • Юридическая оценка наличия доминирующего положения на рынке. Наши юристы осуществляют изучение правомерности применения антимонопольного законодательства соответствующими органами. Определяют обоснованность установления ими доминирующего положения хозяйствующего субъекта в конкретном секторе рынка. Также наша компания предлагает юридические консультации на предмет последствий такого применения. Специалисты компании изучают процедуру включения хозяйствующих субъектов, имеющих долю определенного товара свыше 35%, в соответствующий государственный Реестр. Предлагают рекомендации по возможным действиям для исключения из данного Реестра.
  • Применение антимонопольного законодательства для противодействия антиконкурентным действиям. Наша компания предлагает юридические услуги по анализу действий ваших конкурентов. В случае обнаружения нарушений мы подготавливаем пакет соответствующих документов и оформляем жалобу в антимонопольный орган по вопросам правомерности действий конкурирующего хозяйствующего субъекта. При этом мы обеспечиваем юридическое сопровождение поданной жалобы. В случае необходимости мы производим правовую оценку и соответствующее реагирование на действия антимонопольного органа.
  • Сопровождение коммерческой сделки. Мы предлагаем консультации относительно необходимости согласования с антимонопольным органом предстоящей сделки либо же уведомления о ней. Анализируем сделку на ее соответствие действующим правовым нормам. Наши юристы подготовят для антимонопольного органа необходимые документы для получения разрешения на осуществление конкретной сделки или действия. Мы проводим консультации по вопросам процедуры представления уведомлений о заключении сделок, подлежащих государственному контролю. Предоставляем информацию о последствиях нарушения антимонопольного законодательства.
  • Защита от привлечения к ответственности. Компания «Прайм лигал» обеспечит квалифицированную юридическую поддержку в случае привлечения к ответственности в сфере применения норм антимонопольного законодательства. Наши юристы тщательно проанализируют обстоятельства, послужившие причиной возбуждения дела. Проверят, насколько действия антимонопольного органа соответствовали действующему законодательству. Выработают необходимую стратегию защиты интересов заявителя. Если действия антимонопольного органа нарушали права нашего клиента, в соответствии с законодательством мы подадим необходимые жалобы и ходатайства. Осуществим юридическое представительство интересов клиента при рассмотрении его дела в суде. В случае необходимости мы оспорим вердикт суда по делу о нарушении антимонопольного законодательства или направим его в вышестоящие инстанции.
  • Неконкурентные торги. Юристы компании осуществят анализ процедуры проведения торгов и выяснят, нарушает ли она действующее антимонопольное законодательство. Определят факт создания для клиентов неконкурентных условий или ограничения их доступа к торгам. Мы незамедлительно отреагируем на такое нарушение антимонопольного законодательства. Наши юристы проведут юридическую оценку торгов при проведении конкурсного производства при банкротстве, исполнительного производства и так далее.

Юристы Прайм лигал оказывают услуги по сопровождению проектов, попадающих в сферу действия антимонопольного законодательства РФ. На основе тщательного анализа условий планируемой вами сделки наши специалисты определят, необходимо ли вашей организации обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для получения предварительного согласия ФАС или последующего уведомления ФАС.

Ходатайство в ФАС. Уведомление ФАС

На отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется Закон от 26 июля 2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции», а также отдельные подзаконные акты. Указанный Закон направлен на совершенствование антимонопольного законодательства и заменяет ранее действовавшие Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948–I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117–ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Глава 7 Закона «О конкуренции» содержит перечень действий, которые могут совершаться с предварительного согласия ФАС или с последующим уведомлением ФАС.

С предварительного согласия ФАС осуществляются следующие действия:

  • Создание и реорганизация коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных ст. 27 Закона «О конкуренции»)
  • Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (в случаях, предусмотренных ст. 28 Закона «О конкуренции»)
  • Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций (в случаях, предусмотренных ст. 29 Закона «О конкуренции»)

Последующее уведомление ФАС осуществляется:

  • При заключении сделок или иных действиях, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган (в случаях, предусмотренных ст. 30 Закона «О конкуренции»)
  • В случаях, предусмотренных ст. 31 Закона «О конкуренции»


Юридические услуги онлайн