Москва, Пресненская набережная дом 12.
Башня Федерация Восток
Схема проезда
Пн-Пт с 10:00 до 20:00
Современные рыночные отношения в России заставляют любую компанию учитывать при осуществлении своей профильной деятельности требования антимонопольного законодательства. Любая попытка его нарушения может повлечь не только административное, но и уголовное преследование. Государство признает исключительно легализованную форму борьбы за существование между субъектами рыночных отношений, поскольку это единственный действенный механизм регулирования и отбора в рыночной экономике.
К сожалению, конкуренция является слишком сложным и многогранным явлением, которое не способно к саморегулированию. Поэтому государством в целях обеспечения защиты всех хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции предусмотрен ряд экономических, административных и законодательных мер, направленных на недопущение монополизации рынка и других факторов, угрожающих нормальному функционированию рыночной экономики. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, имеющие целью получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и противоречащие правовым нормам Российской Федерации, а также требованиям порядочности и справедливости.
Антимонопольное законодательство России в настоящее время базируется на Конституции РФ, Гражданском Кодексе и различных федеральных законах:
Данный список правовых актов, принимаемых соответствующими уполномоченными органами, далеко не исчерпывающий, однако он подтверждает, что действующее антимонопольное законодательство является сложной многоступенчатой системой, включающей в себя множество документов, начиная от статей Конституции РФ и заканчивая постановлениями отдельных органов. Тем не менее, следует подчеркнуть, что все подзаконные акты нижестоящих органов могут лишь уточнять или дублировать суть вышестоящих. Иногда это приводит к сложностям в правоприменении антимонопольного законодательства, поэтому оно требует в настоящий момент значительного усовершенствования. Сегодня рассматриваются несколько концепций, включающих в себя наиболее проблемные вопросы и предполагающих внесение изменений в соответствующие правовые нормы.
Вас может заинтересовать: Подготовка и подача жалобы в ФАС на действия государственного заказчика.
Все субъекты, виновные в нарушении принципов и правил свободной конкуренции, несут юридическую ответственность. В зависимости от категории затронутых антимонопольных норм и тяжести нарушения предусматривается три типа ответственности:
Гражданско-правовая. Данная форма ответственности реализуется посредством взыскания убытков, которые были причинены противоправными действиями либо бездействием как отдельных хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти на местах или местного самоуправления и подотчетных им должностных лиц. Вся прибыль, полученная при таком нарушении антимонопольного законодательства, должна быть перечислена в федеральный бюджет России.
Административная. Антимонопольные административные меры устанавливаются КоАП РФ. В частности:
Статья 14.9 Кодекса устанавливает ответственность должностных органов, действия которых нарушают действующее антимонопольное законодательство и могут повлечь за собой ограничение либо устранение конкуренции, а также создают препятствия свободному перемещению товаров и услуг. Наказанием за такое правонарушение может стать наложение административного штрафа в размере до 30 тысяч рублей. При повторном нарушении – до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Статья 14.31 препятствует совершению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Для должностных лиц подобное нарушение антимонопольного законодательства грозит штрафом до 50 тысяч рублей либо дисквалификацией сроком до трех лет. Юридическим лицам – штрафом до 15% от размера выручки за товар, реализованный с нарушением.
Статья 14.32 регламентирует ответственность за осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на рынке. Так, за подписание соглашения, идущего вразрез с действующим антимонопольным законодательством, устанавливается для должностных лиц штраф до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет. Для юридических лиц – штраф до 15% от выручки за товар, реализованный с нарушением. Аналогичное наказание действует за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую с точки зрения действующего антимонопольного законодательства. Такой же штраф для должностных лиц накладывается в случае заключения недопустимого соглашения со стороны федерального органа или органа местного самоуправления либо осуществления других запрещенных согласованных действий, подрывающих принципы конкуренции.
Уголовная. Меры уголовной антимонопольной ответственности регламентируются Статьей 178 УК РФ:
ФАС является главным федеральным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением принципов свободной конкуренции на отечественном рынке. ФАС была создана указом Президента N 314 09.03.04г, а принципы ее деятельности заложены в Постановлении Правительства России от 29.06.04г. К ее основным задачам относится:
Как мы можем видеть, разобраться самостоятельно во всех хитросплетениях действующих правовых норм весьма проблематично. Компания «Прайм лигал» предлагает вам воспользоваться услугой юридического сопровождения проектов, которые попадают в сферу влияния антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также иной правовой помощью. Наши услуги:
Юристы Прайм лигал оказывают услуги по сопровождению проектов, попадающих в сферу действия антимонопольного законодательства РФ. На основе тщательного анализа условий планируемой вами сделки наши специалисты определят, необходимо ли вашей организации обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для получения предварительного согласия ФАС или последующего уведомления ФАС.
На отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распространяется Закон от 26 июля 2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции», а также отдельные подзаконные акты. Указанный Закон направлен на совершенствование антимонопольного законодательства и заменяет ранее действовавшие Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948–I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117–ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Глава 7 Закона «О конкуренции» содержит перечень действий, которые могут совершаться с предварительного согласия ФАС или с последующим уведомлением ФАС.