Нас уже выбрали:
ВТБ,
Ашан,
САМС, Китайская национальная корпорация машиностроительной промышленности
Хенкель, Производство химической продукции
SBI, Государственный Банк Индии
ОБИ,
Сандвик Майнинг энд Констракшн СНГ, Российское подразделение промышленной группы Sandvik
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Менсен Пакаджинг СНГ,
Все клиенты
Прайм Лигал / Публикации в СМИ / Как договориться с государством о налоге в рассрочку

Как договориться с государством о налоге в рассрочку

Спорить с налоговой лишний раз не хочется, особенно когда у контролирующего органа есть рычаги для принудительного исполнения налоговых обязательств. Заплатить налог иногда не получается по разным причинам. Чтобы налоговая не применяла санкции, а у компании была возможность выполнить свои обязательства, государство предусмотрело компромисс, о котором многие не знают.

Налоговые обязательства для любой организации всегда стоят на первых позициях. Приоритетность своевременной оплаты налогов устанавливает государство, которое наделило контролирующий государственный орган расширенными полномочиями. Блокировка расчетных счетов и уголовная ответственность руководителя за неуплату налогов — реальные санкции со стороны госорганов. Есть возможность избежать негативных последствий и найти общий язык с фискалами.

Механизм рассрочки пришел из советского права

Рассрочку (отсрочку) компания может получить, если есть основания, финансовое положение позво- ляет выплатить налог в полном объеме в течение срока рассрочки (отсрочки), компания не является налоговым агентом по рассматриваемому налогу или же компания не входит в консолидированную группу налогоплательщиков.

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Рассрочка (отсрочка) по уплате налогов может быть актуальна в случаях, когда отсутствует реальная возможность должным образом исполнить обязательства по уплате налогов в срок. Причины невозможности исполнения обязательств для целей рассрочки (отсрочки) могут быть разными. Механизмы, позволяющие предоставить отсрочку или рассрочку по уплате налога, закреплены статьями 21, 61 и 64 НК РФ. В частности, НК РФ устанавливает закрытый перечень оснований для предоставления рассрочки (отсрочки):

  • форс-мажорные обстоятельства;
  • недофинансирование из бюджета, в том числе в счет оплаты за оказанные услуги (работы, товары) для государственных, муниципальных нужд;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства);
  • недостаточность имущества для уплаты налога;
  • деятельность носит сезонный характер;
  • при наличии оснований для предоставления рассрочки (отсрочки) по уплате таможенных пошлин.

За последние 17 лет перечень оснований для предоставления рассрочки (отсрочки) не претерпел каких-либо серьезных изменений. В СССР налоговая система предусматривала возможность применения отсрочки (рассрочки), однако отсутствовал конкретный закрытый перечень таких оснований, при которых право на рассрочку (отсрочку) могло быть применимо.

Если финансовое состояние налогоплательщика не улучшится в будущем и не позволит уплатить налог в период рассрочки (отсрочки), то последняя не может быть предоставлена. Данный подход вполне закономерен, поскольку предоставление отсрочки (рассрочки) неплатежеспособному лицу не отвечает принципу экономической сбалансированности.

Предоставление отсрочки (рассрочки) не будет иметь правового смысла, поскольку обязательства не могут быть исполнены как на момент ее предоставления, так и после истечения срока рассрочки (отсрочки).

Читайте также: Возмещение НДС в судебном порядке.

Требования, связанные с предоставлением отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, установленные налоговым кодексом

  • отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок от 1 года до 3 лет;
  • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по одному или сразу нескольким налогам;
  • на сумму отсрочки (рассрочки) начисляются проценты в размере от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ (за исключением случаев форс-мажора или недофинансирования из бюджета);
  • сумма отсрочки (рассрочки) предоставляется организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов (за исключением случаев недофинансирования из бюджета);
  • при оценке особенностей и оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) не учитывается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ;
  • правила о рассрочке (отсрочке) не распространяются на налоговых агентов;
  • отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на всю сумму, подлежащую уплате в качестве налога, или на ее часть;
  • в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков, изменение срока уплаты налога не производится;
  • региональное законодательство может устанавливать дополнительные основания в предоставлении отсрочки (рассрочки).

Для начала процесса получения рассрочки (отсрочки) необходимо изучить перечень оснований и особенностей рассрочки.

Вас могут заинтересовать: Услуги по банкротству юридических лиц.

Бывшим должникам рассрочку не дадут

Налоговые органы в первую очередь обращают внимание на отсутствие предыдущих нарушений по своевременной оплате налоговых платежей. Для юридических лиц это основополагающее обстоятельство.

Предоставление отсрочки (рассрочки) относится к мерам по изменению срока уплаты налога и сбора. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществ ляется в форме отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ

Существуют обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога и сбора (ст. 62 НК РФ). Предоставление отсрочки (рассрочки) будет невозможно в следующих случаях:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
  • имеются достаточные основания полагать, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки. Решение вынесено в связи с нарушением условий предоставленной отсрочки.

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения по вопросам налогообложения.

Взаимодействие с государством

Указанные обстоятельства обозначены не только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следуя логике, можно предположить, что применение обстоятельств уголовного преследования и выезда лица за пределы РФ возможно применить только к физическим лицам.

Формулировка первого основания, указывающего на невозможность предоставления рассрочки (отсрочки) в случае возбуждения уголовного дела законодателем не раскрывается. Если речь идет о налогоплательщике, физическом лице, то такая формулировка является вполне уместной. Если же о юридическом лице, то применение положений статьи 62 Налогового кодекса может вызывать затруднения.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее установ ленного законом возраста (ст. 19 УК РФ). Субъектами уголовных преступлений могут быть только физические лица. В связи с этим возникает обоснованный вопрос: в отношении какого лица должно быть возбуждено уголовное дело, чтобы юридическое лицо утратило право на предоставление рассрочки (отсрочки) по уплате налога. К таким лицам можно отнести должностных лиц, осуществляющих административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции.

Вас может заинтересовать: Представительство в арбитражном суде.

Однако при таком толковании возможно злоупотребление со стороны организаций, поскольку увольнение такого лица не является серьезным препятствием для юридического лица. В формулировке об административном производстве не определено, что считать началом и окончанием производства, не установлена правовая судьба по уже принятым решениям о предоставлении отсрочки (рассрочки). Вопрос о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) лицу, не уплатившему штраф, назначенный в качестве наказания за налоговое правонарушение, остается открытым.

Арбитражные суды придерживаются позиции, что наличие неоплаченного штрафа не является основанием, исключающим предоставление отсрочки (рассрочки), установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 62 НК РФ.

Возможно вас заинтересует: Банкротство физических лиц.

Такая позиция подтверждается постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 20.08.09 по делу No А17- 7773/2008, в котором суд разъясняет, что принудительное взыскание штрафов является стадией производства по делу о налоговом правонарушении. Наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении.

Заявление на рассрочку подается по месту уплаты налога.

Компания может обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) в налоговый орган по месту уплаты налога. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие наличие всех условий. В течение 30 дней с момента подачи заявления налоговая выносит решение. Решение об отказе может быть обжаловано.

Законодательные нормы и судебная практика показывают, что при наличии оснований, дающих право на предоставление отсрочки (рассрочки), налогоплательщик имеет реальную возможность получить отсрочку (рассрочку) в уплате налогов. Описанные механизмы являются применимыми и все чаще используются налогоплательщиками. К заявлению должны быть приложены:

  • документы, подтверждающие наличие оснований для получения отсрочки (рассрочки);
  • документы, подтверждающие финансовое состояние налогоплательщика;
  • обязательство о соблюдении условий рассрочки.

Необходимость предоставления обязательства о соблюдении условий предоставления отсрочки (рассрочки) является спорной, поскольку обяза- тельства, связанные с уплатой налогов, возникают в силу закона и изменяются на основании заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), решения государственного органа. Но лучше данный документ приложить, чтобы избежать ненужных разногласий с налоговым органом.

Вас может заинтересовать: Досудебное урегулирование споров.

В качестве документов, подтверждающих основания для предоставления рассрочки (отсрочки), могут быть предоставлены: заключение органа власти о факте стихийного бедствия и акт оценки ущерба, письмо заказчика или налогоплательщика с указанием обстоятельств о задолженности налогоплательщика по государственному (муниципальному) контракту, справку об осуществлении сезонных видов деятельности.

По результатам рассмотрения предоставленных документов уполномоченным органом принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставле- нии. Срок для принятия такого решения — 30 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом (п. 9 ст. 64 НК РФ).

В судебной практике встречается достаточно большое количество дел, связанных с обжалованием как самого отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, так и отказа в принятии документов для предоставления отсрочки (рассрочки).

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА:

  • постановление ФАС МО от 05.02.13 по делу No А40-10444/12-90-49;
  • постановление ФАС Уральского округа от 21.04.08 по делу No Ф09-2507/08-С3;
  • решение АС г. Москвы от 26.04.11 по делу No А40-134293/2010;
  • решение АС г. Москвы от 03.09.10 по делу No А40-73287/2010.

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА:

  • решение Верховного суда РФ от 25.02.14 No АКПИ13-1297;
  • решение АС г. Москвы от 03.03.16 по делу No А40-248183/2015;
  • решение АС Тамбовской области от 19.02.16 по делу No А64-7498/2015;
  • решение АС Иркутской области от 30.09.14 по делу No А19-14004/2014.

Рассрочку могут предоставить на стадии исполнительного производства

Небольшая популярность механизма предоставления рассрочки (отсрочки) зависит от редкого его использования налогоплательщиками, небольшого списка оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) и возможности начисления процентов на сумму рассрочки (отсрочки). Отсутствие массовой судебной практики и существенных разъяснений препятствует популяризации права на рассрочку (отсрочку) налоговых платежей.

Отсутствие спроса обусловлено рядом факторов, которые влияют на количество налогоплательщиков, обращающихся за предоставлением отсрочки (рассрочки). Во-первых, причиной невостребованности может быть неосведомленность налогоплательщика о реальной возможности использования такого права. Во-вторых, перечень оснований, по которым предоставляется отсрочка (рассрочка), достаточно мал.

В-третьих, на сумму просрочки могут начисляться проценты в размере 1/2 ставки финансирования ЦБ РФ. В-четвертых, многие компании заведомо убеждены в отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки). В-пятых, значительное количество налогоплательщиков не хочет привлекать вниманиек своей деятельности.

Предоставление отсрочки (рассрочки) должно быть популярно среди организаций, которые используют бюджетные средства. Налоговый орган может предоставить отсрочку (рассрочку) по уплате налоговой задолженности на стадии исполнительного производства в принудительном порядке (ст. 37 Федерального закона от 02.10.07 No 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.09 по делу No А17-6337/2008, Центрального округа от 12.11.07 по делу No А23-1055/07А-10-50).

Вас может заинтересовать: Взыскание дебиторской задолженности юридических лиц.

Взыскатель, должник или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения в орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.09 по делу No А17-6337/2008 суд не согласился с доводом налогового органа о том, что в действующем законодательстве отсутствует порядок предоставления налоговыми органами отсрочки исполнения и об отсутствии полномочий на предоставление отсрочки. Суд указал, что, хотя в законе об исполнительном производстве отсутствует порядок принятия решения о предоставлении отсрочки, налоговый орган не вправе отказать в предоставлении рассрочки и не вправе оставить заявление налогоплательщика без рассмотрения.

В этом случае по аналогии следует применять порядок, предусмотренный статьей 64 Налогового кодекса. Суд счел возможным применение аналогии права. Положительная судебная практика делает более заманчивым право на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. Если государство закрепит в налоговом праве более ясную позицию по предоставлению рассрочки (отсрочки), то число налогоплательщиков, желающих воспользоваться предоставленным правом на отсрочку (рассрочку), увеличится.

Возможно вас заинтересует: Урегулирование налоговых споров

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

опубликовано:
Читайте также


Юридические услуги онлайн