Главная / Консультации / Налогообложение при получении гранта
Задать вопрос
опубликовано:

Налогообложение при получении гранта

В данной статье юристы компании Праймлигал дают консультацию по вопросам налогообложения при получении гранта на примеретрёхстороннего соглашениякомпанией ХХХ, YYY(далее - Организация) и физ. лицом (далее - Руководитель проекта), согласно которого XXX предоставляет грант через Организацию в распоряжение Руководителя проекта на безвозмездной и безвозвратной основе на проведение неких исследований. Так же сказано, что Организация в качестве накладных расходов (расходы, непосредственно связанные с созданием Организацией необходимых условий для выполнения исследования Руководителем проекта – предоставить помещение и т.п.) может использовать не более 10% от гранта.

«90% гранта принадлежит Руководителю проекта (грантодержателю) – средства во временном распоряжении, 10% гранта – накладные расходы Организации – компенсация за сопровождение гранта, приносящая доход (хоз. договорная) деятельность». Верен ли этот вывод?

Данный вывод является не совсем верным, поскольку из содержания договора следует, что грантополучателем является Руководитель проекта. Таким образом, Организация является только поверенным, исполняющим поручения Руководителя проекта.

В силу пп. «б» п. 2.2.8 Соглашения Организация не вправе расходовать грант без письменного решения руководителя проекта, за исключением накладных расходов. В силу п. 2.3.14 Соглашения использовать в 2016 году не более 10% от гранта в качестве накладных расходов Организации. Из содержания примечания 17 к Соглашению следует, что к накладным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с созданием Организацией необходимых условий для выполнения Проекта членами научного коллектива.

Таким образом, все 100% гранта принадлежат Руководителю проекта, все расходы осуществляются с согласия Руководителя гранта, за исключением накладных расходов. Накладные расходы могут быть произведены без согласия Руководителя гранта, но только в сумме, не превышающей 10% от гранта. Т.е. размер таких расходов в 2016 году может быть и менее 10%. Из вышеуказанного не следует, что 10% гранта принадлежит Организации, а 90% - Руководителю проекта.

Накладные расходы – это услуги, оказанные физическому лицу, облагаемые налогом на прибыль и НДС?

Нет, не следует. Заключенное соглашение по своей правовой природе является смешанной формой договора и содержит элементы договора поручения. При этом соглашением не предусмотрено какого-либо вознаграждения Организации за выполнение поручения.

Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Таким образом, в налоговую базу включается только вознаграждение, но не расходы. Аналогичные выводы делаются и судами (Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2007 N КА-А40/11709-07 по делу N А40-9290/07-108-11, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 по делу N А56-19948/2006).

Верно ли сделан исходя из текста соглашения вывод о том, что денежные средства руководителя проекта – средства во временном распоряжении?

В Соглашении использован не совсем удачный термин «в распоряжение». В действительности денежные средства переданы в качестве пожертвования, поскольку грант является разновидностью пожертвования. В силу положений ст. 128, 130 ГК РФ деньги относятся к движимым вещам. В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права. В силу п. 1 ст. 572 ГК РФ дарение предполагает безвозмездную передачу вещи в собственность.

Таким образом, денежные средства пожертвованы (подарены для расходования в определенных целях) Руководителю проекта, т.е. переданы ему в собственность. При этом Организация задействована только лишь в качестве держателя этих денежных средств и исполнителя поручений Руководителя проекта и не является собственником этих денежных средств.

Эти же вопросы относятся и к трёхстороннему договору с Российским фондом фундаментальных исследований (далее – РФФИ).

Ответы на данные вопросы аналогичны тем, которые даны относительно трехстороннего соглашения с РНФ. Вместе с тем, Договором с РФФИ предусмотрен размер компенсации до 20% от стоимости гранта.

При передаче физическим лицом (грантодержателем) в рамках трёхстороннего договора с XXX или Организации купленного за счёт средств гранта (т.е. за счёт своих собственных средств) оборудования посредством акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов на безвозмездной и безвозвратной основе, возникает ли у Организации внереализационные доход, облагаемый налогом на прибыль?

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признаются внереализационными доходами в целях налогообложения прибыли. Таким образом, у Организации возникает обязанность оплатить налог на прибыль.

Имущество (основные средства – движимое имущество), приобретённое в 2017, году не облагается налогом на имущество независимо от амортизационной группы, первоначальной стоимости и источника финансирования? 

В силу ст. 374 НК РФ движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, облагается налогом на имущество организаций.

Из данного определения следует, что недвижимое имущество, которое не является основным средством, не является объектом налогообложения. Порядок отнесения имущества к основным средствам определен п. 4 ПБУ 6/01.

В частности, для признания актива основным средством необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, если объект не отвечает критериям п. 4 ПБУ 6/01, то налог на имущество для него не уплачивается.

Также следует учитывать, что согласно пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не являются объектами налогообложения основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

Кроме того, п. 4 ст. 374 НК РФ устанавливает перечень иного недвижимого имущества, которое не относится к объектам налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным;
  • признаваемые объектами культурного;
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Если говорить о движимом имуществе, то согласно п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве объектов основных средств, не подлежит налогообложению.

Таким образом, если недвижимое имущество не входит в первую или вторую амортизационную группу, не содержится в перечне, установленном п. 4 ст. 374 НК РФ, принято в качестве основного средства, то в отношении такого имущества необходимо уплачивать налог на имущество организаций. Если у вас остались вопросы, воспользуйтесь услугой «платная юридическая консультация налогового юриста онлайн».

Читайте также


Консультации
Юридические услуги онлайн