Нас уже выбрали:
ВТБ,
Китайская корпорация инжиниринга САМС,
Кредито24,
Ашан,
SBI,
Хенкель,
ОБИ,
Учи.ру,
AE Industry GmbH,
Brack capital real estate,
AUGER AUTOTECHNIK,
Все клиенты
Прайм Лигал / Публикации в СМИ / Реформа законодательства в области госзакупок по 44-ФЗ и закупок по 233-ФЗ

Реформа законодательства в области госзакупок по 44-ФЗ и закупок по 233-ФЗ

Закупочная деятельность является многогранным процессом, который регулируется различными источниками права. В настоящее время для регулирования отношений в области закупки товаров (услуг) применяются Закон No 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ. Ранее подлежал применению Закон № 94-ФЗ, однако он утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем положения Закона № 94-ФЗ до настоящего времени применяются к тем правоотношениям, которые возникли в момент действия указанного Закона от 18.07.2011.

В чем разница между ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 и ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011?

В чем же заключается разница между Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)?

На первый взгляд, достаточно сложно разобраться в этих двух кажущихся схожими законах. Как мы видим, Закон о контрактной системе существенно больше по объему, нежели Закон о закупках. Это обусловлено спецификой применения этих законов. Закон о контрактной системе является более формальным по отношению к Закону о закупках. Закон о контрактной системе императивен по своему характеру, а по содержанию детально описывает все этапы осуществления государственных закупок.

Вас могут заинтересовать: Услуги по оранизации и проведению торгов.

Следует обратить внимание, что Закон о контрактной системе может применяться только в отношении государственных или муниципальных заказчиков (иных лиц, использующих государственные или муниципальные средства). Закон о закупках может применяться в отношении государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, если доля государственного участия в них превышает 50%.

Закон о закупках является рамочным, что делает его более универсальным за счет возможности применения заказчиками положения о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, указанные в Законе о закупках. При этом применение Закона о закупке невозможно без приня тия положения о закупке.

Данный документ является обязательным, каждый заказчик руководствуется им наряду с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, в положении о закупке каждый заказчик может изложить свои требования и условия, связанные с проведением закупки.

Положение о закупке размещается заказчиками публично и может более детально регулировать вопросы закупки в соответствии с интересами конкретного заказчика. То есть применение Закона о закупках целесообразно для тех лиц, которые уже знакомы с системой закупки и достаточно хорошо ориентируются в вопросах правоприменения, связанных с закупочной деятельностью.

Вас может заинтересовать: Сопровождения участия в торгах.

Далеко не все все юридические лица стремятся перейти на закупки по правилам Закона о закупках.

По их мнению, в этом нет нужды, поскольку Федеральная контрактная система в рамках Закона о контрактной системе более четко регламентирует закупочные процедуры. Законом о контрактной системе устанавливается более жесткая ответственность участников закупок.

Важное значение имеет то обстоятельство, что каждый из рассматриваемых федеральных законов имеет свои варианты закупок. Например, Закон о контрактной системе предусматривает возможность проведения закупок в форме конкурсов (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукционов (аукционов в электронной форме, закрытого аукциона), запрос котировок, запрос предложений. При использовании Закона о закупках возможно проведение закупок в обязательной форме в виде конкурса или аукциона, а также иными способами, которые являются необязательными, если это прямо предусмотрено положением о закупке.

Также следует учитывать, что Закон о контрактной системе устанавливает ограничения по выбору площадки для проведения электронных торгов. В частности, в настоящее время для Закона о контрактной системе применяются следующие электронные торговые площадки: Единая электронная торговая площадка (Росэлторг), автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ», Система электронных торгов (zakazrf.ru), ООО «РТС-Тендер», Электронная торговая площадка «Госзакупки» (ЭТП ММВБ).

Вас может заинтересовать: Подготовка и подача жалобы в ФАС.

Каких-либо ограничений, связанных с выбором электронной торговой площадки, для заказчиков, определяемых в соответствии с положениями Закона о закупке, не существует.

В настоящее время Министерство экономического развития РФ и участники электронных торгов стремятся к унификации и упрощению электронных торгов. Однако нынешние положения Закона о контрактной системе и Закона о закупках не позволяют унифицировать такие отношения, что вызывает значительные трудности для участников закупок. В частности, каждая площадка предъявляет свои условия и требования для участия в процедуре, что требует каждый раз формировать новый пакет документов. Отсутствие единого подхода для электронных торговых площадок значительно сказывается на временных ресурсах при проведении торгов.

Необоснованно большие и разнообразные перечни запрашиваемых документов зачастую являются существенными барьерами для участия в закупках. Например, некоторые из электронных площадок требуют представить свыше двух десятков форм конкурсной документации. Отсутствие унификации также распространяется и на электронную подпись, на некоторых площадках требуется каждый раз заново получать электронную подпись для участия.

Очевидно, что следует унифицировать пакет представляемых документов, а также предъявить какие-то общие требования к электронным торговым площадкам, установить проверку соответствия этих требований. Указанные действия позволят выработать единый подход у участников торгов, что увеличит количество участников и упростит правоотношения между участниками и заказчиками.

Таким образом, дальнейшую работу, связанную с реформированием деятельности в области закупок, можно сосредоточить на унификации процессов, происходящих на электронных торговых площадках. Надо устранить имеющиеся противоречия между положениями Закона о контрактной системе и Закона о закупках, что позволит выработать единый подход не только при проведении торгов, но и разрешении споров в судебном порядке.

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Открыть в формате PDF

опубликовано:
Читайте также


Юридические услуги онлайн