Главная / Консультации / Защита доменных имен и СМИ В России
Задать вопрос
опубликовано:

Защита доменных имен и СМИ В России

Согласно ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

  1. произведения науки, литературы и искусства;
  2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  3. базы данных;
  4. исполнения;
  5. фонограммы;
  6. сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  7. изобретения;
  8. полезные модели;
  9. промышленные образцы;
  10. селекционные достижения;
  11. топологии интегральных микросхем;
  12. секреты производства (ноу-хау);
  13. фирменные наименования;
  14. товарные знаки и знаки обслуживания;
  15. наименования мест происхождения товаров;
  16. коммерческие обозначения.

Данный перечень является исчерпывающим и закрытым.

Таким образом, охраняются 1) ‐ 16), остальное не охраняется, поскольку не относится к результатам интеллектуальной деятельности, приравненным к ним средствам индивидуализации. Соответственно, защита не предоставляется доменным именам, регистрации в качестве СМИ.

В проекте части четвертой ГК РФ доменное имя было определено как символьное обозначение, предназначенное для идентификации информационных ресурсов и адресации запросов в сети Интернет и зарегистрированное в реестре доменных имен в соответствии с общепринятым порядком и обычаями делового оборота.

Однако параграф о доменном имени был исключен из проекта части четвертой Гражданского кодекса, поэтому доменное имя не включено в содержащийся в п. 1 ст. 1225 ГК РФ перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ не отнес право на доменное имя к исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности или приравненным к ним средствам индивидуализации.

Правоотношения, возникающие в связи с регистрацией доменного имени и его использованием, на законодательном уровне не урегулированы, поэтому большую значимость приобретает формирование судебной практики.

Однако доменное имя подлежит защите, если есть зарегистрированный товарный знак с таким же именем. Аналогичная позиция изложена в судебной практике (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2011 по делу N А57-10483/2010, Определение ВАС РФ от 21.06.2012 N ВАС-7451/12, Определение ВАС РФ от 27.02.2012 N ВАС-17642/11).

Таким образом, написание для защиты прав на доменное имя возможно использование средств защиты, предусмотренных для таких охраняемых средств индивидуализации. Защита доменного имени в первую и основную очередь может осуществляться средствами правового института промышленной собственности, а именно путем регистрации словесного обозначения, используемого в доменном имени, в качестве товарного знака.

Название СМИ отсутствует в предусмотренном ст. 1225 ГК РФ перечне результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц. Вместе с тем если обратиться к судебной практике по делам, связанным с защитой прав учредителей СМИ от претензий владельцев товарных знаков, суды весьма часто отказывали последним в удовлетворении исковых требований, признавая название СМИ средством индивидуализации, которое в случае приоритета по времени имеет преимущество перед товарным знаком и иными средствами индивидуализации.

Так, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 7288/08 название «средства массовой информации» используется для его индивидуализации, и исходя из этой функции к нему также может быть применено положение ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, предусматривающее его защиту

.

При рассмотрении спора выступивший в качестве последней инстанции Президиум ВАС РФ также отметил, что владелец товарного знака не вправе запрещать использовать спорное обозначение лицу, которое добросовестно его применяло для индивидуализации средства массовой информации до даты приоритета товарного знака. Как показывает практика, суды придерживаются данной правовой позиции, то есть стоят на защите названия СМИ перед сходными товарными знаками, зарегистрированными позже даты регистрации СМИ.

Однако правовая позиция может в дальнейшем быть изменена, поскольку она не строится на прямом соответствии с нормами ГК РФ и вступает в противоречие со ст. 1225 ГК РФ.

Читайте также


Консультации
Юридические услуги онлайн