Главная / Консультации / Утрата багажа при международных авиаперевозках
Задать вопрос
опубликовано:

Утрата багажа при международных авиаперевозках

Статьей 119 Воздушного кодекса РФ установлена ответственность перевозчика за утрату багажа. В силу п. 3 ст. 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации. РФ является участницей Варшавской конвенции от 12.10.1929 для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (далее ‒ Варшавская конвенция), в силу которой размер ответственности за утерю багажа с объявлением ценности составляет сумму объявленной ценности, а размер ответственности за утерю багажа без объявления ценности ограничивается суммой 20 долл. США за килограмм багажа (ст. ст. 18, 19, 22 Варшавской конвенции, резолюция 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, протоколы N 3 и 4 Всемирной организации гражданской авиации (Монреаль, 1975) ‒ 20 долларов США за килограмм).

Владелец утерянного багажа, вправе потребовать компенсации морального вреда. Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения авиаперевозчиком прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Потеря ответчиком багажа свидетельствует о ненадлежащем выполнении договора перевозки и, как следствие, о нарушении прав истца как потребителя.

Однако при этом следует учитывать, что могут быть сложности с исполнением решения суда, поскольку авиаперевозчик находится на территории другой страны. Иски по защиты прав потребителей могут быть поданы в любой суд общей юрисдикции по месту нахождения потребителя. Госпошлина не уплачивается. При сумме иска до 50 000 рублей спор подлежит рассмотрению у мировых судей. Бланки исковых заявлений, как правило, размещаются на сайтах судов.

К сожалению, претендовать на больший размер компенсации не получится, поскольку не представляется возможным достоверно доказать стоимость утраченного багажа. Выплата компенсации осуществляется на основании письменного заявления. Форма заявления не установлена, можно использовать те бланки, которые предлагает авиаперевозчик.

В любом случае желательно фиксировать любые факты обращения. Такая фиксация может осуществляться либо путем проставления отметки авиаперевозчика на другом бланке заявления (обращения), либо в виде документов, свидетельствующих о направлении заявления по почте (например, чек с ФГУП «Почта России», опись).

Читайте также


Консультации
Юридические услуги онлайн