Главная / Аналитика / Законодательство о госзакупках: история вопроса
Задать вопрос
опубликовано:

Законодательство о госзакупках: история вопроса

Вопрос осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в условиях рыночной экономики является системно значимым, так как от разработки оптимальных механизмов их проведения зависит как развития конкурентного рынка в области государственных закупок, так и повышение качества закупаемых товара, работ или услуг.

В начале 2000-х годов российский рынок достаточно интенсивно стал применять в своей работе принципы рыночной экономики, основанные на равном доступе всех участников к рынку реализации выпускаемых или закупаемых ими товаров, работ или услуг с целью их последующей продажи на конкурентной основе.

Принимая во внимание отсутствие необходимой законодательной базы, которая бы позволила адаптировать российскую экономику к рыночным принципам работы, высшим руководством страны было принято решение о доработкесистемы нормативно-правового регулирования, в том числе в области осуществления государственных и муниципальных закупок.

На протяжении 8 лет законодатель вел работы по разработке универсального документа, основная задача которого состояла в унификации норм законодательства в области государственных закупок и их закреплении в едином нормативно-правовом акте.

Так, в период с 2005 по 2013 года, в России было принято 3 фундаментальных закона, которые определили правила игры для всех участников рынка государственных закупок:  Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смены морально устаревшему закону №94-ФЗ, и учел все его противоречия и недостатки.

Процесс осуществления государственной закупки по 44-ФЗ

С учетом действующего законодательства, процесс осуществления государственной закупки можно условно подразделить на 4 этапа:

  • планирование государственной закупки;
  • проведение конкурсных процедур и/или определение победителя закупки;
  • исполнение государственного контракта;
  • отчет о выполнении закупки.

При подготовке документов, необходимых для проведения закупки, важно учитывать не только императивные требования закона, но и соблюдать баланс прав и интересов всех лиц, непосредственно участвующих при проведении закупки, так как в противном случае цели и задачи, которые были поставлены заказчиком при осуществлении закупки, не будут достигнуты.

Процедура осуществления государственной закупки основывается на основополагающих принципах, которые помогают лицам, участвующим в закупке, обеспечить равенство прав при ее осуществлении, главным из которых, по мнению автора статьи, является принцип профессионализма заказчиков закупки.

Содержание данного принципа состоит в том, что заказчик, планирующий или проводящий закупки, должен обладать достаточным уровнем квалификации, позволяющим ему на должном уровне организовать как подготовительные мероприятия, предшествующие закупке, так и провести закупки со стадии проведения отбора участников закупки до стадии отчета по проведенной закупке.

Сложность реализации данного принципа состоит в том, что зачастую, при проведении закупок сложных видов товаров, работ или услуг, заказчиков не располагают в своем штате специалистами, имеющих достаточный уровень квалификации, который бы позволил им самостоятельно и на должном уровне подготовить документацию для проведения закупки и провести саму закупку.

В целях устранения указанных квалификационных барьеров заказчика, действующая редакция закона №44-ФЗ (а именно, статьи 40, 41 Закона) предоставляет заказчику право на привлечение специализированных организаций и экспертов, которые оказывают заказчику помощь как при проведении процедур по отбору участников, так и при выполнении мероприятий по приемке исполнения обязательств по государственному контракту со стороны поставщика (исполнителя), признанного победителем закупки.

Такой подход законодателя не только подтверждает направленность закона на обеспечение принципа эффективности осуществления закупок, но дает заказчикам определенные руководства к действию в ситуациях, при которых выполнение процедур государственной закупки для заказчика становятся не только сложными, но и подчас невыполнимыми.

Успешность практической реализации процедуры отбора участников закупки, предусмотренная законом №44-ФЗ, подтверждается также тем, что многие коммерческие организации,применение норм закона №44-ФЗ для которых не является обязательным, при проведении тендеров также стали руководствоваться положениями указанного закона при разработке внутренних регламентов и положений, определяющих порядок осуществления закупок.

Стоит ли обращаться в специализированные организации при осуществлении госзакупок?

Важно отметить, что большинство коммерческих организаций обращаются в профильные консалтинговые компании, которые оказывают им помощь при подготовке соответствующих руководящих документов, что по мнению автора статьи, является оправданным.

Полагаем, что обращениек высококвалифицированным специалистам за консультацией или разработкой пакета документов, регламентирующим порядок проведения закупки или тендера на продажу активов компании, являются эффективными способами оперативного управления компанией, позволяющими исключить большого количества ошибок и просчетов, с которыми сталкиваются управленцы при самостоятельной подготовке регламентирующих пакетов документов.

Кроме того, обращение в компанию, которая осуществляет подготовку всех необходимых процедур, а зачастую и непосредственно проводит закупку или тендер по продаже активов компании, обеспечивает защиту компании от многих рисков, в том числе:

  • репутационные риски (так как процедура проводится открыто и у участников закупки или тендера не возникнуть сомнения в части предвзятого отношения закупки или тендера к самому участнику);
  • финансовые риски (как правило, специализированные компании одновременно выполняют функции агента, которые в том числе, осуществляет технической сопровождение по финансовым операциям в рамках закупки или тендера);
  • риски приобретения товаров ненадлежащего качества (привлеченная организация скрупулезно относится к проверке качества поставленного товара, работы или услуги, либо лота, выставленного на продажу).

Принимая во внимание сложность выполняемых процедур, автор полагает, что при отсутствии у заказчика (как государственного, так и коммерческого) опыта в самостоятельном проведении закупок или тендеров на продажу активов, оптимальным решением в такой ситуации является обращение заказчика в специализированную организацию по проведению торгов, которая позволит емуне только сэкономить время, но поможет с меньшими затратами достигнуть желаемого результата.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн