Главная / Аналитика / Внесение изменений в закон об адвокатской деятельности
Задать вопрос
опубликовано:

Внесение изменений в закон об адвокатской деятельности

Распоряжением Правительства РФ от 08.02.2016 № 178-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи» № 993553-6. Данный законопроект подписан Президентом РФ Путиным В.В. 2 июня 2016 г. и принят 06.06.2016 г.

Проект федерального закона разработан в целях исполнения пункта 36 плана законопроектной деятельности Правительства РФ за 2014 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2590-р

Необходимость принятия законопроекта обусловлена попыткой законодательно закрепить полномочия адвокатов при осуществлении адвокатской деятельности. В последнее время прослеживаются неоднократные попытки, направленных на расширение полномочий адвокатов, усиление их статуса. В основном законодательно такие попытки выражаются в реализации адвокатом механизмов по истребованию доказательств. К таким механизмам, в частности, относится адвокатский запрос.

Право на получение информации, в том числе на подачу адвокатского запроса изначально закреплено в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – «Закон об адвокатской деятельности»), однако данная норма носит бланкетный характер, указывая на возможность реализации такого права «в порядке, установленном законодательством». Вместе с тем, такой порядок в настоящее время не регламентирован законодательством.

Действующая редакция Закона об адвокатской деятельности предусматривает месячный срок ответа на адвокатский запрос, что, безусловно, не может позволить обеспечить своевременное получение информации и доказательств.

Кроме того, серьезной проблемой при реализации права на получение информации является отсутствие ответственности за непредоставление такой информации. Иными словами, можно игнорировать адвокатский запрос без каких-либо негативных правовых последствий. Именно поэтому и была предпринята попытка решить вышеуказанные вопросы законодательным путем.

Меры по устранению вышеуказанных пробелов предпринимались неоднократно и ранее. Например, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносились законопроекты № 343816-4 (о сокращении срока рассмотрения адвокатского запроса) и № 343830-4 (об установлении административной ответственности), которые были отклонены.

Любопытным представляет рассмотрение законопроекта от 11 апреля 2013 г. № 257510-6, направленного на установление ответственности за непредоставление ответа по адвокатскому запросу, которое окончилось отклонением законопроекта в связи необоснованностью установления такой ответственности.

Неоднократные попытки увеличения эффективности использования адвокатского запроса могут указывать на востребованность такого способа получения информации, а также на остроту проблемы, создавшейся вокруг данного инструмента. Безусловно, причиной ко внесению законопроектов также является и заинтересованность адвокатского сообщества в усилении своих позиций.

Таким образом, подписание законопроекта является достаточно важным шагом в реформе адвокатского запроса, поскольку позволит определить порядок подготовки, направления адвокатского запроса, порядок предоставления информации, а также ответственность за непредоставление информации, запрашиваемой в форме адвокатского запроса.

Характер и состав предлагаемых изменений дает основания полагать, что новая редакция Закона об адвокатской деятельности, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволят в большинстве случаев реально и эффективно использовать адвокатские запросы. Рассмотрим основные изменения, предлагаемые законопроектом.

В частности, в статью 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ») внесены изменения, которые позволят привлекать к ответственности за неправомерный отказ в удовлетворении адвокатского запроса или несвоевременный ответ на адвокатский запрос. Вместе с тем, штраф за такое непредоставление представляется достаточно маленьким от 1000 до 3000 рублей.

Кроме того, Закон об адвокатской деятельности дополнен статьей 6.1, посвященной адвокатскому запросу. Данная статья устанавливает тридцатидневный срок для ответа на адвокатский запрос, что, безусловно, не будет способствовать ускорению сбора информации и доказательств адвокатами. Кроме того, статьей 6.1 государственным, муниципальным органам и организациям дается право продлить данный срок еще на 30 дней. О таком продлении адвокату направляется соответствующее уведомление.

Представляется, что данное положение дает основания для злоупотребления со стороны государственных органов, поскольку вопрос о продлении разрешается конкретным, получившим запрос, без какого-либо согласования. При этом не требуется какого-либо обоснования для увеличения срока ответа на адвокатский запрос. Иными словами, лицо, получившее адвокатский запрос, может направить адвокату уведомление о продлении срока ответа в день получения запроса в целях ухода от ответственности, либо в целях создания особых временных условий, позволяющих не торопиться с направлением ответа на запрос.

Кроме того, внесены изменения в статью 15 Закона об адвокатской деятельности, которые позволят закрепить документ, дающий право адвокату реализовывать свои полномочия. В частности, указывается, что удостоверение дает право адвокату для беспрепятственного доступна в здания судов, прокуратур в связи с осуществлением профессиональной деятельности. Внесение таких изменений обусловлено спорами относительно того, чем адвокат должен подтверждать свои полномочия.

Также затронуты вопросы о дисциплинарной ответственности адвокатов, учреждении адвокатского кабинета, полномочиях совета Федеральной адвокатской палаты, Всероссийского съезда адвокатов.

Кроме того, Закон об адвокатской деятельности дополнен статьей 37.1, которая предусматривает формирование комиссии по этике и стандартам. Целью данной комиссии является разработка стандартов юридической помощи и этики, которые будут являться обязательными для адвокатских палат и адвокатов.

Таким образом, внесение изменений в Закон, безусловно, носит позитивный характер, поскольку позволит увеличить роль адвоката в защите прав и законных интересов доверителей. В первую очередь, конечно, данные изменения могут отразиться на роли защитников, реализующих право на судебную защиту обвиняемых. Возможно, подобные изменения позволят увеличить количество оправдательных приговоров, поскольку в настоящее время соотношение обвинительных и оправдательных приговоров носит неутешительный характер.

Конечно, было бы приятно увидеть более сокращенные сроки ответа на запрос адвоката, однако будем надеяться, что можно будет рассчитывать на снижение таких сроков в будущем.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн