Главная / Аналитика / Третейская реформа: станет ли Россия более комфортной юрисдикцией для арбитража?
Задать вопрос
опубликовано:

Третейская реформа: станет ли Россия более комфортной юрисдикцией для арбитража?

В настоящее время широко обсуждается вопрос об увеличении значимости третейских судов в судебной системе Российской Федерации. Это обусловлено значительной нагрузкой на суды общей юрисдикции и арбитражные суды по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений. Кроме того, государство стремиться создать нормальную конкуренцию с целью улучшения показателей работы государственной судебной системы.

На данный момент третейские суды созданы во всех субъектах Российской Федерации. Таким образом, можно сделать вывод, что альтернативные механизмы разрешения споров не только востребованы, но и повсеместно применяются.

Использование системы третейских судов становится все более значимым в области частного права, поэтому, безусловно, требует не только контроля, но и реформирования законодательной базы, на которой строится основа таких судов.

Вместе с тем, многие не разделяют мнения о привлекательности системы третейских судов. Это обусловлено, во-первых, неосведомленностью об особенностях рассмотрения дел третейскими судами. Во-вторых, отсутствием широкой практики применения рассмотрения споров в третейских судах. В-третьих, конечно же, недоверием к третейскому судопроизводству в целом.

Попытки реформирования со стороны государства, в первую очередь, направлены на создание положительного мнения о третейских судах и разрешение вышеуказанных причин, способствующих отсутствую интереса к такому виду рассмотрения споров.

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 N 3410 и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N ДМ-П13-8043 Министерству юстиции Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации было поручено разработать с участием объединений предпринимателей Комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в Российской Федерации.

Разработанный комплекс мер в целом направлен на изменения процессуального характера, в которых за основу взят типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. Разработанный комплекс мер создан в целях повышения привлекательности третейских судов, унификации системы третейских судов, увеличения уровня работы и конкурентоспособности таких судов.

Также перед реформаторами стоят такие задачи, как:

  • противодействие использованию третейских судов в качестве инструментов для отмывания денежных средств, поскольку в последнее время участились случаи придания «законности» незаконным решениям.
  • устранение пробелов процессуального регулирования в деятельности третейских судов.
  • создание системы контроля за системой третейских судов.
  • устранение аффилированности в деятельности третейских судов, пресечение деятельности «карманных» третейских судов.

Судя по всему, основной причиной создания такой реформы является существующая большая степень свободы при создании третейского суда, осуществлении рассмотрения споров. При этом отсутствует серьезный контроль за деятельностью таких судов. Недобросовестные действия третейских судов напрямую влияют на репутацию системы третейских судов в Российской Федерации.

Безусловно, есть как сторонники такой реформы, так и те лица, которые указывают на отсутствие необходимости в проведении такой реформы. Вероятнее всего, мотивы противников реформы основаны на личной заинтересованности в отсутствии изменений для системы третейских судов. Как правило, к противникам изменений относятся представители третейских учреждений, преследующие личные корыстные интересы. Именно эти «противники» и стали причиной для проведения такой реформы.

В целом реформа носит достаточно позитивный характер, весьма востребована в нынешнее время. Однако в любом случае вряд ли можно рассчитывать на скорый положительный эффект от проведения такой реформы. Это обусловлено рядом проблем, разрешение которых требует значительного времени. Эти проблемы связаны с устойчивостью общественного мнения и могут быть разрешены только путем изменения такого мнения в позитивную сторону. Такие изменения могут быть реализованы за счет средств массовой информации.

Для вышеуказанных целей могут быть задействованы федеральные и региональные СМИ, за счет которых будет создан положительный образ системы третейских судов. Кроме того, престиж третейских судов должен быть сформирован не только у участников судебных разбирательств, но и у работников таких учреждений.

По результатам реформы принят Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», положения которого подлежат применению с 01.09.2016 г. Прослеживается стремление законодателя осуществить постепенный переход от термина «третейский» к «арбитражный». Указанный Федеральный закон вносит большую ясность не только в систему создания третейских судов, но и в само процессуальное регулирование рассмотрения судебных споров. Безусловно, данный закон еще потребует значительного количества изменений в будущем, однако можно считать, что сделан решительный шаг, направленный на изменение системы третейских судов.

В целом положения Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» основаны на арбитражном и процессуальном законодательстве Российской Федерации, которое было взято за основу при изменении законодательства о третейских судах. Вместе с тем, сохранились нормы об окончательности судебного решения третейского суда. Однако, возможно, следовало предусмотреть какую-то процедуру оспаривания в отношении тех решений, которые заведомо вынесены с серьезными процессуальными нарушениями. К сожалению, Федеральный закон не содержит конкретных положений об инициации процедуры оспаривания решений третейских судов.

На наш взгляд, при дальнейшем реформировании третейских судов следует обратить особое внимание на четкую систему контроля деятельности таких судов, сотрудников третейских судов, хорошую процессуальную нормативную базу в их деятельности, формирование наказаний для работников третейских судов. При этом такая система контроля в том же время не должна существенно ограничивать права третейских судов.

При этом завершающим этапом реформы должно быть, создание информационного поля, которое сделает систему третейских судов понятной для участников гражданских правоотношений. Такая информация, во-первых, должна не только раскрываться публично, но и быть понятной для более широкого круга лиц. Во-вторых, информация должна носить позитивный характер, содержать примеры успешного третейского рассмотрения споров. Возможно, следует делать акцент на более подробном рассмотрении споров, всестороннем исследовании доказательств, беспристрастности судей.

Таким образом, рассчитывать в будущем на создание надежной и крепкой системы третейских судов, безусловно, можно. Вместе с этим, не следует ожидать быстрого формирования, становления и укрепления института таких судов. Вероятнее всего, положительный результат от проведения реформы может быть не ранее, чем через 5-10 лет. Данную реформу следует рассматривать как один из многих шагов, которые необходимо совершить для создания негосударственной судебной системы.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн