Главная / Аналитика / Прогнозы легализации коллекторов. Правовая и практическая оценка законопроекта. Экспертное мнение по законопроекту и ситуации в целом.
Задать вопрос
опубликовано:

Прогнозы легализации коллекторов. Правовая и практическая оценка законопроекта. Экспертное мнение по законопроекту и ситуации в целом.

Прежде, чем перейти к правовому обсуждению законопроекта, следует определиться с тем, кто же такие коллекторы? Термин коллекторы вряд ли встретится Вам в федеральных законах или иных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Этимология слова коллектор происходит от английского слова «collect», что в переводе на русский означает собирать. Таким образом, к коллекторам относятся те лица, которые осуществляют сбор чего-либо. В правовом смысле коллекторы – это лица, уполномоченные на сбор долгов (взыскание задолженности).

В последнее время значительно выросла роль, а вместе с тем и активность, коллекторов в области взыскания задолженности. Коллекторы действуют на любых стадиях правоотношений между кредитором и должником, начиная от момента заключения договора и заканчивая банкротством (несостоятельностью) должника. Как правило, коллекторы действуют в отношении физических лиц, поскольку воздействие коллектора на юридическое лицо, имеющее в своем штате квалифицированного юриста, является малоэффективным.

Ранее законодательство Российской Федерации специально не регулировало деятельность коллекторов. Их полномочия ограничивались поручительством кредитора и положениями законодательства Российской Федерации. Иными словами, допускалось все, что прямо не запрещено законодательством или договором с кредитором.

Однако вместе с увеличением роли коллекторов в процессе взыскания задолженности увеличились и случае злоупотребления коллекторами своими правами.

Злоупотребления выражались в виде угроз по телефону, в личных встречах, постоянными звонками и письмами не только в адрес должника, но и в адрес родственников, друзей должника. Иногда должники сталкивались с преступными действиями коллекторов, например, угрозами убийства или причинения тяжкого вреда здоровью. Такие действия, безусловно, не могут рассматриваться в качестве разумных и добросовестных, поскольку нарушают права и законные интересы должников.

Вышеуказанные злоупотребления, как правило, обусловлены рядом следующих причин:

  • стремлением коллектора получить большее вознаграждение за проделанную работу (зачастую размер вознаграждения коллектора зависит от взысканной суммы);
  • правовой неграмотностью коллектора (в роли коллекторов часто выступают бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые не обладают достаточными знаниями в области права и привыкли действовать резко с оказанием давления);
  • безнаказанностью коллектора за совершаемые действия (отсутствие реального способа зафиксировать нарушения коллектора, а также серьезных штрафных санкций за подобные действия привело к усугублению ситуации).

Коллекторы все чаще пренебрегали законными меры защиты нарушенного права, нарушая частноправовые интересы должников, поэтому в целях устранения злоупотреблений со стороны коллекторов законодатель предпринял попытку придания правовой формы характеру и содержанию действий коллектора. В частности, статьей 15 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлены особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ был дополнен статьей 14.57 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о потребительском кредите (займе) при совершении действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа).

Принятие вышеуказанного закона существенным образом не отразилось на действиях коллекторов. Все те нарушения, которые допускались коллекторами ранее, сохранились. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия дальнейших попыток со стороны законодателя. В частности, 05.06.2015 года на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ внесен текст проекта Федерального закона N 809783-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Предпосылками для подготовки проекта закона стало огромное количество звонков, психологическое давление на должников со стороны коллекторов, а также отсутствие действенных публично-правовых инструментов, позволяющих привлечь коллекторов к ответственности за злоупотребление имеющимися правами.

В частности, предлагалось ограничить количество звонков, совершаемых коллекторами, а также дополнить положения статьи 14.57 КоАП РФ ответственностью за совершение звонков в большем количестве, чем это предусмотрено законодательством.

Указанные запреты, безусловно, являются необходимыми, однако представляются достаточно сомнительным способ доказывания факта нарушений со стороны коллекторов. В частности, требует правового урегулирования вопрос о возможности использования телефонных переговоров в качестве доказательств без нарушения положений Конституции Российской Федерации, закрепляющей тайну телефонных и иных переговоров. Кроме того, при принятии законопроекта не учтено, что в момент совершения звонка коллектор может не назвать конкретного обязательства должника или назвать его достаточно абстрактно, а также совершать звонки с различных устройств связи, что не позволит установить субъекта правонарушения.

К сожалению, предложенный законопроект не нашел поддержки в Федеральном собрании, в результате чего снят с рассмотрения Государственной Думой ФС РФ (Протокол N 559). Такое решение, безусловно, не может положительно сказаться на защите прав и интересов должников. Напомним, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации такие ограничения введены на региональном уровне. Такие меры, конечно же, свидетельствуют о неотложности рассматриваемого вопроса. Однако будем надеяться, что в ближайшем времени законодатель все-таки поддержит инициативу об ограничении, либо полном запрете деятельности коллекторов, а также введет дополнительные необходимые меры за нарушение таких запретов (ограничений).

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн