Главная / Аналитика / Правовое регулирование закупочной деятельности компаний, основные направления и тенденции развития
Задать вопрос
опубликовано:

Правовое регулирование закупочной деятельности компаний, основные направления и тенденции развития

Закупочная деятельность является многогранным процессом, который регулируется различными источниками права. В настоящее время для регулирования отношений в области закупки товаров (услуг) применяются Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон о контрактной системе») и Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Закон о закупках»).

Ранее подлежал применению Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако он утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Вместе с тем, положения N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до настоящего времени применяются к тем правоотношениям, которые возникли в момент действия указанного закона.

В чем же заключается разница между Законом о контрактной системе и Законом о закупках? На первый взгляд, достаточно сложно разобраться в этих двух кажущихся схожими законами. Как мы видим, Закон о контрактной системе существенно больше по объему, нежели Закон о закупках. Это обусловлено спецификой применения этих законов. Закон о контрактной системе является более формальным по отношению к Закону о закупках. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ императивен по своему характеру, а по содержанию детально описывает все этапы осуществления государственных закупок.

Следует обратить внимание, что Закон о контрактной системе может применяться только в отношении государственных или муниципальных заказчиков (иных лиц, использующих государственные или муниципальные средства), Закон о закупках может применяться в отношении государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, если доля государственного участия в них превышает 50%.

Закон о закупках является рамочным, что делает его более универсальным за счет возможности применения заказчиками положения о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, указанные в Законе о закупках. При этом применение Закона о закупке невозможно без принятия положения о закупке. Данный документ является обязательным, каждый заказчик руководствуется им наряду с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ и другими федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иными словами, в положении о закупке каждый заказчик может изложить свои требования и условия, связанные с проведением закупки.

Положение о закупке размещается заказчиками публично и, соответственно, может более детально регулировать вопросы закупки в соответствии с интересами конкретного заказчика. Иными словами, применение Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ целесообразно для тех лиц, которые уже знакомы с системой закупки и достаточно хорошо ориентируются в вопросах правоприменения, связанных с закупочной деятельностью.

Однако далеко не все все юридические лица стремятся перейти на закупки по правилам Закона о закупках. По их мнению, в этом нет нужды, поскольку Федеральная контрактная система в рамках Закона о контрактной системе более четко регламентирует закупочные процедуры. Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливается более жесткая ответственность участников закупок. В связи с этим некоторые заказчики пришли к выводу об отсутствии целесообразности в применении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Важное значение имеет то обстоятельство, что каждый из рассматриваемых федеральных законов имеет свои варианты закупок. Например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусматривает возможность проведения закупок в форме конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. При использовании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ возможен в обязательной форме в виде конкурса или аукциона, а также иными способами, которые являются не обязательными, если это прямо предусмотрено положением о закупке.

Также следует учитывать, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ устанавливает ограничения по выбору площадки для проведения электронных торгов. В частности, в настоящее время для Закона о контрактной системе применяются следующие электронные торговые площадки: Единая Электронная Торговая Площадка (Росэлторг), Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ», Система Электронных торгов (zakazrf.ru), ООО «РТС-Тендер», Электронная торговая площадка «Госзакупки» (ЭТП ММВБ).

Каких-либо ограничений, связанных с выбором электронной торговой площадки для заказчиков, определяемых в соответствии с положениями Закона о закупке, не существует. Каждый заказчик может использовать любую электронную торговую площадку по своему усмотрению без ограничений.

В настоящее время Министерство экономического развития РФ и участники электронных торгов стремятся к унификации и упрощению электронных торгов. Однако нынешние положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ не позволяют унифицировать такие отношения, что вызывает значительные трудности для участников закупок. В частности, каждая площадка предъявляет свои условия и требования для участия в процедуре, что требует каждый раз формировать новый пакет документов. Отсутствие единого подхода для электронных торговых площадок значительно сказывается на временных ресурсах при проведении торгов.

Необоснованно большие и разнообразные перечни запрашиваемых документов зачастую является существенным барьером для участия в закупках. Например, некоторые из электронных площадок требуют предоставить свыше двух десятков форм конкурсной документации. Отсутствие унификации также распространяется и на электронную подпись, на некоторых площадках требуется каждый раз заново получать электронную подпись для участия. Очевидно, что следует унифицировать пакет предоставляемых документов, а также предъявить какие-то общие требования к электронным торговым площадкам, установить проверку соответствия этих требований. Указанные действия позволят выработать единый подход у участников торгов, что увеличит количество участников и упростит правоотношения между участниками и заказчиками.

Таким образом, дальнейшую работу, связанную с реформированием деятельности в области закупок можно сосредоточить на унификации процессов, происходящих на электронных торговых площадках. Также следует устранить имеющиеся противоречия между положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, что позволит выработать единый подход не только при проведении торгов, но и в разрешении споров в судебном порядке.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн