Главная / Аналитика / Комментарий к ФЗ от 29.06.2015 № 181-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Задать вопрос
опубликовано:

Комментарий к ФЗ от 29.06.2015 № 181-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях».

В целом концепция законодателя направлена не только на ужесточение валютного контроля (как это установлено ранее принятым Федеральным законом от 30.03.2015 N 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), но и на создание надлежащих условий для осуществления внешнеэкономической деятельности без нарушения положений законодательства о валютном регулировании.

Основные изменения, касающиеся Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» выражаются в легитимизации валютных операций между резидентами и финансовыми агентами (факторами) в рамках договоров финансирования под уступку права требования (факторинга) признаются разрешенными в целях валютного регулирования (внесены изменения в ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 19 Закона N 173-ФЗ).

Ранее расчеты в иностранной валюте между резидентами, связанные с финансированием под уступку права требования признавались нарушением валютного законодательства Российской Федерации. Таким образом, ранее действовавшие положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» зачастую фактически не позволяли заключить договор финансирования под уступку права требования и ограничивали возможность реализации такой формы договора в случаях, когда обязательства связаны с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В силу положений, закрепленных ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, фактор-резидент, обязан письменно уведомить резидента-клиента, об исполнении нерезидентом-должником обязательств, предусмотренных контрактом между резидентом-клиентом и нерезидентом-должником. Кроме того, на резидента-клиента возлагается обязанность в сроки, внешнеторговым договором (контрактом), обеспечить получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский (корреспондентский) счет финансового фактора-резидента.

В целях реализации права, установленного ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, агентам валютного контроля предоставляются: договор (контракт) финансирования под уступку денежного требования (факторинга) и(или) договор о последующей уступке денежного требования, письменное уведомление об уступке (последующей переуступке) фактору, документы, подтверждающие совершение валютных операций и расчетов.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 181-ФЗ внесены изменения в ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившиеся в уточнении ответственности резидентов в области валютного регулирования. В целом внесенные в статью 15.125 КоАП РФ изменения отражают те изменения, которые внесены в Закон N 173-ФЗ. В частности, содержание статьи 15.25 КоАП РФ расширено – к ответственности привлекается резидент-клиент, который не обеспечил получение валюты на банковский (корреспондентский) счет фактора в сроки, предусмотренные контрактом с нерезидентом-должником. Аналогичные изменения внесены и в ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 3 Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 30.06.2015). Таким образом, положения Федерального закона подлежат применению с 28.12.2015 г.

В заключение можно отметить, что изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» являются положительными, поскольку позволяют при осуществлении внешней экономической деятельности расширить круг договорных конструкций. Такие нормы позволят более полно и всесторонне использовать инструменты финансирования под уступку права требования в тех случаях, когда должник является нерезидентом Российской Федерации, а требования подлежат исполнению в иностранной валюте.

Читайте также


Аналитика
Юридические услуги онлайн